Доклад ответственного секретаря Комитета Кислякова Владимира Комитета пломбирования на транспорте на Общем собрании членов Ассоциации «Транспортная безопасность» 21 февраля 2019 года

Комитет пломбирования на транспорте Ассоциации «Транспортная безопасность» был создан в конце 2017 года.

 Основными задачами Комитета являются комплекс мероприятий, таких как:

— Контроль качества выпускаемой продукции, путем введения добровольной сертификации для заводов изготовителей ЗПУ;

— Упорядочивание оборота одноразовых механических запорно-пломбировочных устройств (ЗПУ) на территории Российской Федерации;

— Выработка механизма и внедрения на рынок электронных запорно-пломбировочных устройств (ЭЗПУ).

В 2018 году Комитет пломбирования на транспорте Ассоциации «Транспортная безопасность» зарегистрировал в Росстандарте Систему добровольной сертификации пломбирования на транспорте

Основными объектами Системы сертификации являются заводы производители ЗПУ всех видов, продукция, произведенная ими и организации, осуществляющие продажу ЗПУ на территории Российской Федерации (дилеров).

Также в планах Комитета на 2019 год сформулирована задача по регистрации в Росакредитации Методики сертификации дилеров по реализации ЗПУ на территории РФ с целью контроля за процессом утилизации использованных ЗПУ. 

Данная Методикапозволит отследить полный жизненный цикл ЗПУ – от производствадо его утилизации. Это необходимо, поскольку брошенное ЗПУ может стать основой для производства контрафактного изделия, которое в дальнейшем может быть использовано для актов незаконного вмешательства в процесс перевозки в том числе и опасных грузов.

Как положительный опыт использования ЗПУ можно привести в пример ОАО «РЖД». В данный момент, по номеру ЗПУ, ОАО «РЖД» может отследить какое наименование товара, в каком регионе России и в какой период времени передвигается по железной дороге. По внутренним документам РЖД, даже дилеры, торгующие ЗПУ, обязаны предоставлять информацию о количестве проданных ЗПУ, каким юридическим лицом поставляется товар и под какой товарный ассортимент.

Чего нельзя сказать про другие отрасли транспорта. Так, на данный момент, нет единого формата оборота ЗПУ на автотранспорте, морском и речном транспорте, а также в таможенных органах, что, конечно, значительно снижает транспортную безопасность в стране.

Отдельно хочу обратить ваше внимание на поставленной перед Комитетом задачи по выработке механизма и внедрения на рынок транспортно-логистической отрасли электронных запорно-пломбировочных устройств (ЭЗПУ).

С января по сентябрь 2018 года Комитет пломбирования на транспорте провел опытную эксплуатацию Системы интеллектуального электронного пломбирования «БигЛок» на предприятиях ПАО «ГМК «Норильский никель». 

В зимний период в городе Норильск сотрудники Комитета продемонстрировали работу ЭЗПУ «СИРИУС» (главная составная часть Системы «БигЛок») на предприятиях Западного филиала ПАО «ГМК «Норильский никель» (ПТЖТ и АО «ТТК»). 

Целью испытания является определение возможности применения Системы Интеллектуального электронного пломбирования «БИГЛОК» в обеспечении сохранности перевозимых грузов железнодорожным транспортом и своевременного обнаружения попыток несанкционированного доступа к грузу (взлома), в том числе при движении в пути следования, при экстремально низких температурах, а также в кабине машиниста локомотива обеспечить контроль доступа к отсеку оборудования видеонаблюдения. Необходимо было убедиться в достоверности и цикличности передачи данных как по каналу GPRS, так и по резервному каналу спутниковой связи, проверка точности определения навигационных координат.

По результатам данных испытаний, руководством ПАО «ГМК «Норильский никель» было принято решение о проведении опытной эксплуатации Системы «БигЛок» на протяженных комбинированных маршрутах следования ценного груза ООО «Быстринский ГОК». Опломбированные грузы в рамках одного логистического пути перемещались на автотранспорте, ж/д транспорте, сплавлялись по реке Енисей и ходили по Северному морском пути.

В настоящее время производители Системы Интеллектуального электронного пломбирования «БигЛок» индивидуально для ПАО «ГМК «Норильский никель» усовершенствуют Систему использования ЭЗПУ «СИРИУС» для большей конфиденциальности перевозимых грузов. Комитет пломбирования на транспорте продолжает дальнейшее сотрудничество с ПАО «ГМК «Норильский никель» по внедрению современных технологий пломбирования, что должно обеспечить надлежащую безопасность перевозимых грузов.

Председателем Комитета пломбирования на транспорте было предложено разработать уникальную систему использования различных ЭЗПУ с привлечением российских и мировых страховых компаний. 

В чем уникальность? 

При страховании перевозимого груза с использованием электронных пломб (типа «СИРИУС») страховые компании значительно снижают риски выплат страховых возмещений в случае порчи или каких-либо других страховых случаев.

Конечный пользователь ЭЗПУ, т.е. владелец груза имеет возможность использовать полный пакет услуг систем электронного пломбирования (перечислить виды услуг), не за счет собственных средств – бесплатно!

Тем самым, внедрение системы позволит значительно сэкономить финансовые издержки страховых компаний и грузоперевозчиков.  

На данный момент сотрудники Комитета уже провели презентации возможностей электронных систем пломбирования в различных страховых компаниях.

В январе 2019 года сотрудники Комитета пломбирования на транспорте были приглашены в Киргизскую Республику для демонстрации Системы Интеллектуального пломбирования «БигЛок». По поручению Правительства Киргизской Республики от 21.01.2019 № 18-592 и после презентаций в заинтересованных государственных структурах данной Системы была назначена конференция в Министерстве экономического развития Республики.

 В ходе дискуссии было предложено внести соответствующие изменения в законодательстве Киргизской Республики с целью признания Системы «БигЛок» всеми заинтересованными органами и ведомствами Республики.   

Первым шагом со стороны Киргизской Республики предлагается создать Национального логистического оператора, который должен применять Систему интеллектуального пломбирования на транспорте.

Было внесено предложение провести опытную эксплуатацию Системы «БигЛок» на территории Киргизской Республики, с привлечением специалистов Ассоциации «Транспортная безопасность», что отмечено в Протоколе заседания.

В заключении хотелось бы обратить ваше внимание на глобальную задачу Ассоциации «Транспортная безопасность» по созданию Федерального контрольного учетного центра по обороту всех видов используемых ЗПУ, как механических, так и электронных. Это позволило бы выполнять, отчасти, государственную функцию по контролю за товарооборотом по всей территории Российской Федерации.

Возможно вам понравится …