16 января 2017 г. На Федеральном портале проектов нормативных правовых актов размещен проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О транспортной безопасности».
Публичное обсуждение текста проекта федерального закона и независимая антикоррупционная экспертиза будет проходить до 10 февраля 2017 г..
Рассмотрение проекта федерального закона в Государственной думе РФ планируется провести в марте 2017г.
Целью проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О транспортной безопасности» (далее – законопроект), разработанного Минтрансом России является совершенствование нормативного правового регулирования вопросов, связанных с обеспечением транспортной безопасности.
Законопроектом для исключения неоднозначного толкования определения «зона транспортной безопасности» предлагается в пункте 1.1 статьи 1 Федерального закона «О транспортной безопасности» (далее – Закон о ТБ) в отношении транспортных средств слова «его часть» исключить.
Кроме того, в целях необходимости обеспечения транспортной безопасности подводной части объектов транспортной инфраструктуры предлагается включить в определение зоны транспортной безопасности «подводную часть».
При этом нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации предлагается определить объекты транспортной инфраструктуры, на которых предполагается, осуществлять меры по обеспечению транспортной безопасности в подводной части зоны транспортной безопасности.
В соответствии с законопроектом, для транспортных средств по видам транспорта процедуры категорирования, проведения оценки уязвимости и разработки планов обеспечения транспортной безопасностипредлагается исключить.
Проектируемыми нормами, в том числе предусматривается сокращение определения круга объектов систем связи, навигации и управления движением транспортных средств воздушного, железнодорожного, морского и внутреннего водного транспорта, в отношении которых применяется законодательство о транспортной безопасности.
Учитывая, что проведение оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств относится к работам, непосредственной связанным с обеспечением транспортной безопасности, предлагается персонал специализированных организаций в области обеспечения транспортной безопасности отнести к силам обеспечения транспортной безопасности.
Законопроектом приводятся в соответствие с нормами Воздушного кодекса Российской Федерации, в части отнесения воздушных судов гражданской авиации, используемых для осуществления коммерческих воздушных перевозок и (или) выполнения авиационных работ, как транспортных средств, в значениях Закона о ТБ.
Также предлагается не распространять действия Закона о ТБ на суда, используемые для санитарного, карантинного и другого контроля, как транспортные средства, не используемые в коммерческих целях.
Принимая во внимание ограниченные возможности членов экипажей транспортного средства автомобильного транспорта и железнодорожного транспорта, осуществляющего перевозку пассажиров в пригородном сообщении или грузов повышенной опасности исполнять обязанности лица, ответственного за обеспечение транспортной безопасности законопроектом предлагается ограничить полномочия субъектов транспортной инфраструктуры на возложение обязанностей лица, ответственного за обеспечение транспортной безопасности на членов экипажей указанных транспортных средств.
В целях снижения финансовой нагрузки субъектов транспортной инфраструктуры на реализацию мероприятий в области обеспечения транспортной безопасности представляется целесообразным для объектов транспортной инфраструктуры не подлежащим категорированию оценку уязвимости (за исключением акватории морских портов) и разработку планов обеспечения транспортной безопасности исключить.
Вместе с тем для объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию и транспортных средств, законопроектом предусматривается разработка и утверждение субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками паспорта обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и паспорта обеспечения транспортной безопасности транспортного средств соответственно. При этом типовые формы указанных паспортов обеспечения транспортной безопасности определяться Правительством Российской Федерации.
Следует отметить, что категорированные, не подлежащие категорированию объекты транспортной инфраструктуры, а также транспортные средства включаются (исключаются) в (из) реестр (реестра) объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, ведение которого осуществляют компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности.
Кроме того предлагается наделить Правительство Российской Федерации полномочиями по изданию порядка категорирования объектов транспортной инфраструктуры с учетом критериев категорирования за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом «О транспортной безопасности».
Принимая во внимание, что сведения, содержащиеся в результатах проведенной оценки уязвимости и планах обеспечения транспортной безопасности в соответствии с частью 8 статьи 5 и частью 3 статьи 9 Закона о ТБ являются информацией ограниченного доступа, законопроектом предлагается паспорта обеспечения транспортной безопасности также отнести к сведениям, являющимся информации ограниченного доступа, порядок обращения с которыми определяется Правительством Российской Федерации.
Изменения, вносимые в часть 1 статьи 8 Закона о ТБ позволят распространить требования в области обеспечения транспортной безопасности на перевозчиков иностранных государств, осуществляющих перевозки в Российской Федерации, из Российской Федерации, через территорию Российской Федерации, что обеспечит равные и конкурентные условия для российских авиакомпаний и иностранных перевозчиков.
Учитывая, что в соответствии с пунктом 2 части 1 Закона о ТБ лица, страдающие психическими заболеваниями, алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией, до прекращения в отношении этих лиц диспансерного наблюдения в связи с выздоровлением или стойкой ремиссией не вправе осуществлять работы, непосредственно связанные с обеспечением транспортной безопасности, предлагается излишним наличие медицинских противопоказаний к выполнению работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности, в соответствии с медицинским заключением, выданным в установленном порядке.
Для усиления предусмотренного статьей 11.1 Закона о ТБ контроля (надзора) за исполнением законодательства в области обеспечения транспортной безопасности субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчика, законопроектом предлагается осуществлять должностными лицами органа государственного контроля (надзора) на основании плановых (рейдовых) заданий проверки транспортных средств в процессе их эксплуатации в целях проведения мероприятий по контролю за выполнением обязательных требований, порядков и правил в области обеспечения транспортной безопасности.
Изменения, предлагаемые в пункте 4 части 2 статьи 12 Закона о ТБ несут уточняющий характер предоставляемой субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками информации, необходимой для категорирования и ведения реестра объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
В целях мониторинга состояния защищенности транспортного комплекса и оценки реализации принимаемых на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах мер по исполнению положений законодательства в области обеспечения транспортной безопасности, законопроектом предлагается наделить Минтранс России полномочиями по изданию порядка передачи субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчика сведений о ходе реализации требований по обеспечению транспортной безопасности, предусмотренных частью 1 статьи 8 Закона о ТБ, и утвержденных планов и (или) паспортов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в единую государственную информационную систему обеспечения транспортной безопасности.
В связи с тем, что в соответствии со статьей 426 Гражданского кодекса Российской Федерации компетентный орган в области обеспечения транспортной безопасности не может являться субъектом (стороной) публичного договора, Законопроектом предусматривается замена его на возмездный договор, заключаемый при проведении аттестации сил обеспечения транспортной безопасности согласно части 8 статьи 12.1 Закона о ТБ, а также при обработке персональных данных отдельных категорий лиц, принимаемых на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности, или выполняющих такую работу, в целях проверки субъектом транспортной инфраструктуры сведений, указанных в пунктах 1 – 7 части 1 статьи 10 Закона о ТБ, осуществляемой органами аттестации, являющимися уполномоченными организациями, находящимися в ведении компетентных органов в области обеспечения транспортной безопасности, и аттестующими организациями.
Дополнения части 2 статьи 12.1 Закона о ТБ позволят субъектам транспортной инфраструктуры, подразделениям транспортной безопасности или организациям, претендующим на аккредитацию в качестве подразделения транспортной безопасности, самостоятельно определять привлекаемую аттестующую организацию, включенную в соответствующий реестр.
Законопроектом предлагается совершенствование норм в части проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности, так в частности:
– конкретизируются лица, осуществляющие досмотр, дополнительный досмотр, повторный досмотр в целях обеспечения транспортной безопасности;
– уточняются условия, при которых проводится повторный досмотр в целях обеспечения транспортной безопасности, а также конечный результат, на который направлена процедура наблюдения и (или) собеседования в целях обеспечения транспортной безопасности;
– дополняется и конкретизируется перечень технических средств досмотра, используемых при проведении досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности.
Принимая во внимание, что в соответствии с Воздушным кодексом Российской Федерации службы авиационной безопасности вправе задерживать для передачи правоохранительным органам лиц, нарушивших требования авиационной безопасности, законопроектом предлагается наделить подразделения транспортной безопасности полномочиями по задержанию для передачи правоохранительным органам лиц, нарушивших требования, предусмотренные статьей 8 Закона о ТБ, предметы и вещества, запрещенные к перемещению в зону транспортной безопасности или её часть, и по установлению личности физического лица, находящегося и (или) пересекающего зону транспортной безопасности, по документам, удостоверяющим личность.
Кроме того предлагается расширить перечень специальных средств, применяемых подразделениями транспортной безопасности для защиты объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств первой и второй категории, а также определить порядок привлечения и использования служебных собак в целях обеспечения защиты объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.
В целях снижения организационно-финансовой нагрузки на юридических лиц, аккредитуемых в качестве подразделений транспортной безопасности, конкретизируется перечень работников подразделения транспортной безопасности, на которых возлагается обязанность по ежегодному прохождению профилактических медицинских осмотров.
Законопроектом предлагается установить отлагательную норму в части сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности используемых субъектами транспортной инфраструктуры, перевозчиками на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средств до издания требований и порядка, предусмотренных частью 8 статьи 12.2 Закона о ТБ.