- О принципах обеспечения транспортной безопасности.
Действующая редакция ФЗ-16 статьями 2 и3 определяет цели и задачи, а также принципы обеспечения транспортной безопасности. При этом требования по систематизации разработки и реализации мер по непосредственному обеспечению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры отсутствуют. Статья 9 Закона содержит лишь требования к планам обеспечения транспортной безопасности, как организационно-плановым документам, требования по обеспечению ТБ ОТИ на этапах их проектирования и строительства в соответствии с частью 2 статьи 8 установлены Правительством Российской Федерации, а статья 12 – в основном содержит требования к выполнению функций подразделениями ТБ. Требование о комплексном взаимоувязанном функционировании системы управления силами и средствами обеспечения ТБ ОТИ, как единой организационной и информационно-технической системы, не сформулировано.
При определении содержания такой системы представляется целесообразным исходить из следующих положений:
А) Непосредственная защита ОТИ от АНВ осуществляется подразделениями транспортной безопасности с применением инженерно-технических систем обеспечения ТБ во взаимодействии с территориальными подразделениями органов ФСБ РФ, МВД РФ и МЧС РФ;
Б) управление подразделениями транспортной безопасности, объектовыми силами и средствами обеспечения ТБ осуществляется субъектами обеспечения транспортной безопасности в соответствии с установленными уровнями безопасности транспортного комплекса;
В) система сбора и обработки информации, как и другие инженерно-технические системы обеспечения ТБ ОТИ являются средствами обеспечения ТБ;
Г) функционирование системы управления силами и средствами обеспечения ТБ осуществляется в соответствии с организационно-распорядительными документами, прилагаемыми к плану ОТИ.
В этой связи представляется целесообразным дополнить статью 9 Закона частью 11 следующего содержания: «Обеспечение транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах осуществляется в системе управления силами и средствами обеспечения транспортной безопасности ОТИ во взаимодействии с территориальными подразделениями органов ФСБ РФ, МВД РФ и МЧС РФ в соответствии с планами ОТИ».
- О сертификации средств обеспечения транспортной безопасности.
П. 8 статьи 12_2. «Досмотр, дополнительный досмотр и повторный досмотр в целях обеспечения транспортной безопасности» действующей редакции ФЗ-16 определяет необходимость обязательной сертификации Технических средств обеспечения транспортной безопасности (системы и средства сигнализации, контроля доступа, досмотра, видеонаблюдения, аудио- и видеозаписи, связи, оповещения, сбора, обработки, приема и передачи информации, предназначенные для использования на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах в целях обеспечения транспортной безопасности).
Проектом ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О транспортной безопасности» п.10 статьи 2, п.8 в части изменений статьи 12.2 и статьи 13 также вводятся требования сертификации к техническим средствам обеспечения транспортной безопасности.
Однако, технические средства транспортной безопасности (прежде всего технические системы и средства интеллектуального видеонаблюдения, а также система сбора и обработки информации) являются программно-аппаратными комплексами. Развитие и совершенствование таких систем осуществляется по двум направлениям – совершенствование технических средств и совершенствование программного обеспечения. Поэтому, как правило, организации-разработчики программного обеспечения и технических средств являются разными юридическими лицами.
В этой связи представляется целесообразным наряду с сертификацией технических средств, предусмотреть отдельно сертификацию программного обеспечения транспортной безопасности, разработанного для уже сертифицированных технических средств.
Это позволит:
- существенно расширить круг участвующих в развитии технологий обеспечения транспортной безопасности компаний, прежде всего «софтверной» специализации, а значит – обеспечит лучшие условия для развития инновационных технологий обеспечения транспортной безопасности;
- значительно снизить стоимостные показатели внедряемых программных средств обеспечения транспортной безопасности, поскольку в нее не будет включена стоимость аппаратных средств с соответствующей прибавочной стоимостью;
- повысит эффективность внедрения программного обеспечения транспортной безопасности как для проектируемых, так и существующих систем обеспечения транспортной безопасности, за счет устранения навязывания разработчиком применения аппаратных средств конкретного производителя, а не требований к их техническим характеристикам.
- Об отнесении персонала специализированных организаций к силам обеспечения ТБ.
П.7.2 проекта закона предлагается включить в состав сил обеспечения ТБ персонал специализированных организаций в области обеспечения ТБ, непосредственно осуществляющий оценку уязвимости.
Таким образом, получается, что состав сил обеспечения ТБ включает лиц, участвующих в заблаговременной разработке организационно-плановых документов обеспечения ТБ и лиц, участвующих в решении оперативных задач обеспечения ТБ.
Представляется, что своей сути силы обеспечения ТБ предполагают обязательность планирования применения и управления ими при решении задач обеспечения ТБ. В отношении лиц, ответственных за обеспечение ТБ в субъекте и на объекте транспортной инфраструктуры, подразделения ТБ или персонала субъекта, непосредственно связанных с обеспечением ТБ, возможность и необходимость планирования их применения и управления ими не вызывает сомнений. Но как быть с планированием применения и управлением специализированными организациями, осуществляющими только лишь разработку заблаговременных документов по оценке уязвимости ОТИ по результатам конкурсных процедур? Таким образом, специализированные организации никак не могут быть отнесены к силам ОТБ. Конечно, персонал специализированной организации должен быть подготовлен и аттестован для выполнения решаемых задач по оценке уязвимости ОТИ.
Другое дело, представляется целесообразным включить в состав сил обеспечения ТБ организации, осуществляющие техническое обслуживание инженерно-технических систем обеспечения ТБ, поскольку задача поддержания готовности и исправности функционирования таких систем непосредственно связана и влияет на достижение цели обеспечения транспортной безопасности в соответствии с частью 1 статьи 2 Закона.