“Повышена эффективность упреждающих действий правоохранительных органов и силовых структур. Совместными усилиями на стадии подготовки предотвращено 42 преступления террористической направленности”, – сообщил Бортников.
Он напомнил, что в этом году пресечено несколько попыток совершить теракты в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Нижнем Новгороде, которые планировали выходцы из ближнего зарубежья. В числе уничтоженных в этом году боевиков – лидер так называемого “Вилаята Кавказ”, позиционирующего себя главарем ИГИЛ на Северном Кавказе. Задержано 898 бандитов и их пособников. Полностью ликвидировано руководящее звено террористических группировок на территории Кабардино-Балкарии.
Глава ФСБ также подчеркнул, что ресурсной базе бандформирований был нанесен существенный урон – изъято значительное количество оружия, пресечены каналы его контрабандного ввоза в Россию. “Ликвидировано 48 подпольных мастерских и лабораторий по изготовлению, ремонту и переделке стрелкового оружия и самодельных взрывных устройств, что в полтора раза больше, чем в прошлом году”, – сказал Бортников.
В то же время, по словам председателя НАК, несмотря на достигнутые результаты по противодействию терроризму в России обстановка в этой сфере “все еще остается сложной”.
“Основные террористические угрозы по-прежнему связаны с деятельностью бандгрупп на Северном Кавказе, а также устремлениями международных террористических организаций к другим регионам России”, – сообщил Александр Бортников. Об этом, по его словам, говорит и увеличение число задержанных за пределами Северного Кавказа пособников террористов.
Также глава ФСБ особо обратил внимание на то, что террористы стремятся создать спящие ячейки из мигрантов на территории России. По его словам, агрессивная пропагандистская деятельность вербовщиков, прежде всего, через интернет, позволяет международным террористическим организациям склонять на свою сторону подверженных влиянию их идеологии граждан. Кроме того, вербовщики целенаправленно используют среду мигрантов для радикализации не сумевших адаптироваться в России граждан ближнего зарубежья. Это делается для того, чтобы сформировать из них так называемые “спящие ячейки” и автономные группы для совершения терактов, пояснил директор ФСБ.
В свою очередь, российские спецслужбы в 2016 году предотвратили выезд за рубеж 86 граждан РФ, которые собирались присоединиться к международных террористическим организациям. Помимо этого были заблокированы счета более 2 тысяч лиц, в отношении которых имелись достоверные сведения об их причастности к терроризму, в том числе к его финансированию.
“Пресечена деятельность 34 вербовщиков, вовлекавших россиян в террористические структуры на территории нашей страны”, – сказал директор ФСБ. По его словам, принятие дополнительных мер по защите информационного пространства позволило выявить около 26 тысяч экстремистских и террористических ресурсов, что более чем в два раза превышает показатель 2015 года. Кроме того, по его словам, удалось пресечь пропаганду в интернете ряда террористических организаций и групп.
“В частности, совместными усилиями МВД и ФСБ в августе на территории России ликвидировали ячейки международного интернет-сообщества, в котором по всему миру состояли более 100 тысяч последователей, распространявшего радикальные идеи, осуществлявшего рекрутирование боевиков в состав международных террористических организаций, а также сбор средств для их финансирования”, – сообщил глава ФСБ.
Также, по его словам, к активным действиям по подготовке и организации террористических замыслов в Крыму перешли украинские государственные органы и радикальные организации. Бортников напомнил, что в этом году в России были нейтрализованы две украинские диверсионные группы, планировавшие нападение на жизненно важные объекты полуострова.
Как считает глава ФСБ, в 2017 году основные источники террористических угроз сохранятся, международные террористические организации продолжат попытки повысить уровень своей активности на территории России. Поэтому по его словам, оперативные штабы в регионах должны обеспечить надлежащую готовность к реагированию на возможные террористические угрозы.