Такой вывод можно сделать по итогам Шестой конференции по воздушному праву, прошедшей в Санкт-Петербурге. Юристы в области воздушного права говорят о пробелах практически во всех сферах. Остро нуждаются в гармонизации законы об авиационной и о транспортной безопасности, которые сейчас в отдельных положениях едва ли не противоречат друг другу.
До сих пор законодательно не закреплена норма об обязательном досмотре на входе в аэропорт, введенная после терактов в Домодедово в 2011 году, и сотрудники аэропортов часто сталкиваются с несогласием граждан или даже прямым отказом.
– Необходимы изменения в Закон “О транспортной безопасности”. Нужна идентификация опасных веществ, – сказал начальник юридической службы “АэроМАШ – Авиационная безопасность” Александр Кажуро. –
Кроме того, специалисты опасаются, что охрана аэропортов будет полностью переложена на сотрудников авиационной безопасности: контроль входа и выхода, предполетный досмотр.
– Последние теракты в Европе показали, что два-три автоматчика могут пройти любой аэропорт насквозь и улететь, куда им надо, – продолжает Кажуро. – На этот случай следовало бы предусмотреть дислокацию спецподразделений или нацгвардии в логистической доступности.
Наконец, необходимо дать возможность членам экипажа воздушного судна проверять документы у нарушителей на борту, задерживать их с применением спецсредств, тех же наручников. Сейчас закон предписывает передавать авиадебоширов в руки полиции, но если права задержать их у пилота или стюарда нет, то сделать это трудно.
Кстати, особенно остро такая проблема может стоять на международных рейсах, где возникает вопрос юрисдикции и ответственности государства за происходящее на борту, конфликт юрисдикций или полное ее отсутствие. Широко известен пример, когда суд США отпустил двух граждан, устроивших драку на борту самолета, поскольку и борт не американский, и дебоширы – не граждане США, а конфликт произошел над открытым морем, то тесть вне границ какого-либо государства.
Но особенно неприятным может быть злоупотребление своей фактической юрисдикцией, отмечает член Национальной ассоциации воздушного права Анастасия Конюхова. К примеру, по политическим соображениям. Образец – дело Бразинскасов, которые в 1970 году совершили угон самолета в СССР. Отца и сына судили в Турции только за незаконное пересечение границы, хотя во время захвата они убили стюардессу.
Сейчас есть ряд международных нормативных актов, которые отчасти регулируют такие вопросы – Токийская, Гаагская и Монреальская конвенции. Но они не обязывают государство – например страну прилета – брать на себя ответственность за инцидент, если оно не имеет отношения к происходящему на борту. Для предупреждения таких ситуаций следует законодательно обеспечить более жесткие действия экипажа. Например, дать возможность не выпускать гражданина РФ по прилету и обеспечить его возвращение на родину ближайшим рейсом.
– Необходимо также повысить статус свода правил поведения на борту, – считает Конюхова. – Это не должен быть просто внутренний документ авиакомпании.
Источник: https://rg.ru/2016/11/01/chto-neobhodimo-izmenit-dlia-povysheniia-aviabezopasnosti.html