В этом году в работе Форума приняли участие более 500 делегатов из 40 регионов России и 10 иностранных государств.
Основной целью проведения форума «Безопасность на транспорте» являлась выработка эффективных решений в сфере обеспечения комплексной безопасности транспортной отрасли.
Деловая программа мероприятия была посвящена обсуждению ключевых изменений в законодательстве, касающихся обеспечения безопасности на транспорте, реализации государственной политики в данной области, а также итогам контрольной надзорной деятельности.
Пленарное заседание первого рабочего дня открыл член Комитета Государственной Думы ФС РФ по безопасности и противодействию коррупции А.Б. Выборный. Его выступление было посвящено вопросам нормативно-правового регулирования в сфере транспортной безопасности РФ. «Участие в формировании безопасной транспортной среды должны принимать все представители общества: от владельцев инфраструктуры до пассажиров, потому что отсутствие культуры безопасности и сознательности, безразличие и правовой нигилизм граждан нашей страны представляют опасность не меньшую, чем терроризм», – выразил свое мнение Анатолий Выборный, подчеркнув важную роль в этом вопросе форума «Безопасность на транспорте». По его словам важнейшая задача форума – совершенствование отраслевого законодательства.
Заместитель Председателя Комитета Государственной Думы ФС РФ по транспорту (член Президиума Ассоциации) А.С. Старовойтов поднял вопросы развития отраслевого законодательства в области транспортной безопасности. В частности, Александр Старовойтов коснулся основных федеральных законов, направленных на формирование безопасной транспортной среды.
Заместитель министра транспорта РФ Н.Ю. Захряпин выступил с докладом «Об актуальных вопросах финансового обеспечения мероприятий по реализации законодательства в сфере транспортной безопасности». По словам замминистра, за период реализации Федерального закона от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» компетентными органами в области транспортной безопасности проделан существенный объём работы.
«За период осуществления федерального контроля за обеспечением транспортной безопасности проведено более 14 500 проверок, выявлено 32 500 нарушений, наложено штрафов на сумму более 144 млн. руб., взыскано в бюджет государства около 80 млн. руб.», – сообщил Николай Захряпин. Среди основных причин неисполнения транспортной безопасности заместитель министра транспорта назвал отсутствие необходимых специальных знаний и навыков в обеспечении транспортной безопасности; недостаточность финансовых средств на выполнение запланированных мероприятий.
Перед участниками форума выступил заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (член Президиума Ассоциации) В.Б. Черток. Владимир Борисович рассказал о государственном надзоре за исполнением законодательства в сфере безопасности транспортной деятельности. По его словам, сегодня количество поднадзорных субъектов транспортной инфраструктуры возросло до 500 тыс. При этом прежде их проверяли 12 тыс. инспекторов, а теперь в Ространснадзоре работает около 6 тыс. человек. То есть нагрузка на каждого инспектора увеличилась почти в шесть раз.
Также в рамках пленарного заседания были затронуты вопросы осуществления прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере обеспечения безопасности на транспорте. С докладом на эту тему выступил и.о. Северо-Западного транспортного прокурора А.Б. Короп.
Второй день Форума был посвящен проблемам практической реализации законодательства в сфере обеспечения безопасности на транспорте. Пленарное заседание открыл Председатель Правления Ассоциации А.Н. Свешников, он же стал модератором данного мероприятия.
В докладе начальника отдела межведомственного взаимодействия Главного управления на транспорте МВД России А.А. Антоновой прозвучало, что одной из практических мер, связанной с обеспечением безопасности пассажиров, является применение специальных технических средств обнаружения взрывчатых веществ, взрывных устройств, опасных жидкостей, а также лиц, находящихся в розыске. «Для того, чтобы качественно и оперативно выполнять свои задачи на объектах транспорта, полиция должна находиться максимально близко к таким объектам, а помещения должны отвечать всем современным требованиям», – резюмировала представитель правопорядка.
В свою очередь, представитель ФСБ РФ Ю.А. Данилкин подчеркнул необходимость сертификации технических средств, непосредственно минимизирующих возможность свершения террористического акта и его последствия на объектах транспортной инфраструктуры.
С докладом «Роль общественного контроля за соблюдением установленных требований безопасности на транспорте» выступил Председатель Правления Ассоциации «Транспортная безопасность» А.Н. Свешников. В своем докладе он подчеркнул, что Ассоциация «Транспортная безопасность» стала интеграционной площадкой для организации системного взаимодействия в вопросах гармонизации подходов к выработке основ государственной политики, нормативно-правового регулирования и стандартизации в области обеспечения транспортной безопасности, а также интеграции национальных интересов при реализации транснациональных транспортных проектов. В конце своего выступления А.Н. Свешников пригласил все заинтересованные организации объединяться под флагом Ассоциации для дальнейшей плодотворной работы в интересах государства и бизнеса.
В рамках мероприятия делегаты обсудили вопросы категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; международного сотрудничества в сфере обеспечения безопасности транспортной деятельности; снижения аварийности на всех видах транспорта. В рамках мероприятия для специалистов были организованы мастер-классы, посвященные совершенствованию и повышению навыков обеспечения безопасности на транспорте.
В рамках Форума прошли конференции и сессии по видам транспорта.
Так, обсуждению вопросов государственного регулирования, совершенствования отраслевого законодательства и формированию прозрачного рынка охранных услуг в сфере транспорта была посвящена рабочая сессия «Обеспечение транспортной безопасности (защита, охрана) объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств». В ее работе приняли участие сотрудники Департамента транспортной безопасности и специальных программ Министерства транспорта РФ, УВО Минтранса России, Фонда «Транспортная безопасность», представители делового и экспертного сообщества, научные и общественные организации.
Итоги работы Круглого стола будут отдельным блоком включены в резолюцию Форума и направлены в профильные органы государственной власти для включения в работу.
По итогам работы форума будет выработана резолюция с предложениями и рекомендациями, отражающими позицию транспортного сообщества относительно ключевых проблем обеспечения безопасности на транспорте. Данный документ будет направлен в профильные комитеты верхней и нижней палат Федерального Собрания РФ, министерства и ведомства для совершенствования законодательства и государственного регулирования в сфере обеспечения безопасности транспортной деятельности.