Работа Правительства в цифрах и фактах. Правительство предложило меры для повышения эффективности целевой модели организации пригородного железнодорожного сообщения, зафиксированной в Концепции развития пригородных пассажирских перевозок железнодорожным транспортом.
Правительство представило доклад во исполнение поручения Президента России от 6 марта 2015 года №Пр-398 (подпункт «г» пункта 1) по вопросу о формировании эффективной модели функционирования пассажирского железнодорожного транспорта в пригородном сообщении.
Распоряжением Правительства от 19 мая 2014 года №857-р утверждена Концепция развития пригородных пассажирских перевозок железнодорожным транспортом и план мероприятий по её реализации. Целевая модель организации пригородного железнодорожного сообщения предусматривает:
со стороны федерального центра:
создание рамочных условий функционирования отрасли (включая требования к региональным планам транспортного обслуживания населения, методику определения экономически обоснованного уровня тарифов на пригородные перевозки, механизмы взаимодействия и разрешения спорных ситуаций между участниками рынка);
согласование параметров регионального заказа на пригородные железнодорожные перевозки (в части прогнозных объёмов пассажирооборота и транспортной работы);
разработку требований к минимальному уровню обслуживания и стандарту качества, обязательному для всех перевозчиков;
определение тарифа на услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования;
регулирование отношений перевозчика и пассажира при оплате проезда в целях предупреждения безбилетного проезда;
финансирование затрат на инфраструктуру железнодорожного транспорта в конкретных регионах деятельности пригородной пассажирской компании при осуществлении перевозки пассажиров в пригородном сообщении по регулируемым субъектом Федерации тарифам, установленным ниже экономически обоснованного уровня, только при условии зафиксированных в региональном бюджете обязательств субъекта Федерации по полной компенсации выпадающих доходов перевозчика, связанных с установлением тарифов на перевозку пассажиров ниже экономически обоснованного уровня;
полную компенсацию перевозчикам стоимости проезда граждан, имеющих право на льготный проезд в пригородном железнодорожном транспорте в соответствии с федеральными нормативными актами;
со стороны субъектов Федерации:
разработку и согласование с федеральным центром долгосрочной комплексной стратегии транспортного обслуживания населения;
определение параметров регионального заказа на пригородные железнодорожные перевозки и размещение заказа;
согласование перевозчику размера экономически обоснованных затрат и установление экономически обоснованного уровня тарифа;
установление тарифов на перевозки в рамках регионального заказа (в виде предельной величины стоимости разовой поездки);
определение целевых показателей по изменению размера компенсации в течение действия контракта;
обязательную компенсацию перевозчику потерь доходов, возникающих вследствие государственного регулирования тарифов в рамках перевозок, выполняемых в соответствии с долгосрочным транспортным заказом субъекта Федерации.
Для повышения эффективности данной модели в текущих условиях целесообразно:
установить коэффициент 0,01 к тарифам на услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, оказываемые открытым акционерным обществом «Российские железные дороги» при осуществлении перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородных поездах, а также базовый размер субсидии ОАО «РЖД» на компенсацию потерь в доходах, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, оказываемые при осуществлении перевозок пассажиров в пригородном сообщении, в объёме 33 млрд рублей с последующим постепенным увеличением коэффициента и соответствующим уменьшением размера субсидии;
в целях повышения прозрачности тарифного регулирования пригородных пассажирских перевозок железнодорожным транспортом и эффективности деятельности пригородных пассажирских компаний организовать работу по наделению пригородных пассажирских компаний имуществом, необходимым для осуществления деятельности;
дополнительно нормативно закрепить за федеральным центром следующие функции:
формирование методологической базы по определению размеров платы за услуги ОАО «РЖД» по аренде, управлению и эксплуатации, а также ремонту подвижного состава и экономически обоснованного уровня тарифов на пригородные пассажирские перевозки;
урегулирование споров между пригородными пассажирскими компаниями и органами регулирования субъектов Федерации в случае отсутствия согласованной позиции по уровню экономически обоснованного тарифа на период регулирования;
мониторинг и контроль исполнения тарифными органами субъектов Федерации своих функций, в том числе по подтверждению экономически обоснованного уровня тарифов и по установлению тарифа для населения.
Указанные мероприятия позволят повысить эффективность использования субсидий, предоставляемых из федерального бюджета в целях доступности пригородных пассажирских перевозок железнодорожным транспортом, и увеличить степень контроля за ценообразованием в пригородном пассажирском комплексе без перераспределения финансовой ответственности в рамках бюджетной системы, а также повысят мотивацию субъектов Федерации к реализации эффективной модели функционирования железнодорожного транспорта в пригородном сообщении, исходя из реальных потребностей и оптимизации параметров транспортного обслуживания населения регионов.
Также отмечается, что в Государственную Думу внесён законопроект об установлении льготной ставки налога на добавленную стоимость в размере 0% на услуги по перевозке пассажиров пригородным железнодорожным транспортом на срок до 31 декабря 2016 года. Правительство считает целесообразным рассмотреть вопрос об установлении указанной ставки налога на добавленную стоимость без ограничения срока.
Источник материала: Правительство РФ