С докладом о реализации мероприятий Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте в 2010-2013 гг., утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.07.2010 г. № 1285-р, выступил заместитель Министра транспорта РФ Николай Захряпин.
В своем выступлении он отметил, что в основу Комплексной программы заложены принципы и механизм реализации Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», определившего единый порядок построения системы обеспечения транспортной безопасности в Российской Федерации.
«Приоритетным направлением программы является повышение защищенности пассажиров и персонала на транспорте от актов незаконного вмешательства, в том числе террористической направленности, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», — сказал Н. Захряпин. Среди мероприятий Комплексной программы замминистра особо выделил такие, как оснащение объектов транспортной инфраструктуры инженерно-техническими средствами обеспечения транспортной безопасности; совершенствование законодательства в области обеспечения транспортной безопасности; создание сети учебных центров по подготовке специалистов в области обеспечения транспортной безопасности; создание Единой государственной информационной системы обеспечения транспортной безопасности; проведение информационно-разъяснительной работы по вопросам безопасности населения на транспорте; мероприятия по защите от угроз техногенного и природного характера, информированию и оповещению населения; мероприятия по защите от угроз криминального характера и оперативного реагирования подразделений полиции на транспорте; мероприятия по разработке новых технических средств для обеспечения защищенности объектов транспортной инфраструктуры от террористических актов, мероприятия по созданию и оснащению специализированных испытательных центров, лабораторий по сертификации таких технических средств.
Общий объем финансирования на реализацию мероприятий Программы на 2010 – 2013 годы за счет средств федерального бюджета предусмотрен в размере 46 млрд.799 млн. 600 тыс. рублей.
На протяжении всего периода Программы и создания Комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте Минтрансом России осуществлялись координация деятельности участников Программы по эффективному использованию средств федерального бюджета и контроль за реализацией запланированных мероприятий.
Координатором Программы совместно с Федеральным казенным учреждением «Ространсмодернизация», осуществляющим текущее управление Программой, проводился постоянный, систематический мониторинг за ходом выполнения работ, с выездом на конкретные объекты транспортной инфраструктуры. Ответственными исполнителями мероприятий Программы представлялись ежемесячные отчеты о финансировании и фактическом исполнении мероприятий Комплексной программы. На основе мониторинга и анализа, поступавших о ходе реализации мероприятий материалов, формировались предложения по внесению изменений и дополнений в Программу. Так за период с 2010 по 2012 г.г. были подготовлены и внесены в Комплексную программу обеспечения безопасности населения на транспорте 5-ть корректирующих изменений, позволяющих обеспечить предметно-целевой подход по реализации мероприятий с учетом отраслевой специфики по видам транспорта и особенностей их функционирования.
В целях актуализации и повышения эффективности расходования бюджетных ассигнований, Минтрансом России в 2013 году совместно с причастными федеральными органами исполнительной власти, так же подготовлены изменения в Программу. По словам Н. Захряпина, в настоящее время находятся на рассмотрении в Правительстве Российской Федерации.
В целях нормативного обеспечения реализации мероприятий Комплексной программы, положений Федерального закона «О транспортной безопасности» Минтрансом России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти осуществляется непрерывное совершенствование законодательства в области обеспечения транспортной безопасности, разработка и издание нормативных правовых актов в данной сфере. Так, по словам замминистра, настоящее время в Государственной Думе готовится к рассмотрению во втором чтении, подготовленный Минтрансом России совместно с ФСБ России и МВД России, законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения транспортной безопасности».
«В законопроекте содержатся нормы и определения, устанавливающие на уровне федерального законодательства обязательность проведения досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности на всех видах транспорта, участие в таком досмотре подразделений транспортной безопасности, установление их прав и обязанностей, — сказал Н. Захряпин. — Вводится обязательность подготовки и аттестации сил обеспечения транспортной безопасности, определяется порядок их осуществления, устанавливается обязательность сертификации технических средств, которые используются в целях обеспечения транспортной безопасности. Законопроектом также предусматриваются иные новации, направленные на совершенствование системы мер по предупреждению незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса».
В рамках создания системы подготовки и обучения специалистов в области обеспечения транспортной безопасности разработаны специализированные примерные программы обучения, которые рекомендованы к использованию в созданных, в соответствии с мероприятиями Программы учебных центрах.
Осуществляется информационное сопровождение реализации Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте. Проводятся изучение и исследование мнения населения по вопросам транспортной безопасности, удовлетворенности системой защиты транспортного комплекса. «На основании результатов данной работы можно сделать вывод, что основная часть населения поддерживает меры, принимаемые государством по созданию комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте», — подчеркнул Н. Захряпин.
Завершается реализация запланированных мероприятий по созданию Единой государственной информационной системы обеспечения транспортной безопасности и интеграции существующих и создаваемых информационных систем, решающих задачи в области обеспечения безопасности населения на транспорте. В том числе мероприятия по созданию Координационного центра Минтранса России. В настоящее время осуществляется оснащение Минтранса России необходимыми техническими и программными средствами.
По словам замминистра, анализ результатов выполнения мероприятий Программы, ее объективных показателей и индикаторов свидетельствует, что удалось в целом выполнить поставленные задачи, сформировать Комплексную систему обеспечения безопасности населения на транспорте. Наряду с этим, он отметил, что ряд мероприятий до настоящего времени не реализован. В частности, имеются проблемные вопросы по оснащению инженерно-техническими средствами обеспечения транспортной безопасности отдельных объектов транспортной инфраструктуры: на воздушном и железнодорожном транспорте, метрополитенах и объектах дорожного хозяйства. Так, например, до настоящего времени в полной мере не реализованы мероприятия по строительству периметровых ограждений и их оснащению инженерно-техническими средствами обеспечения транспортной безопасности аэропортов г. Владикавказ, г. Махачкала, г. Самара (Курумоч), оснащению объектов железнодорожного участка Туапсе-Весёлое, Московского и Санкт-Петербургского метрополитенов, 4-х объектов дорожного хозяйства, находящихся в федеральной собственности. Открытыми остаются вопросы, связанные с реализацией мероприятий за счет средств субъектов транспортной инфраструктуры, в частности мероприятий ответственным исполнителем которых является ОАО «РЖД».
Н. Захряпин сообщил, что обсуждение итогов реализации Комплексной программы предложено в План заседаний Правительства Российской Федерации на январь – февраль 2014 года.
Источник материала: Минтранс РФ