Участники совещания обсудили итоги реализации мероприятий Комплексной программы в 2010-2012 годах
Открывая совещание, Министр отметил, что вся работа проводится в соответствии с запланированными мероприятиями Комплексной программы, которая предусматривает решение комплекса организационных, нормативно-правовых, финансово-экономических и инженерно-технических задач. Он напомнил, что в основу Программы заложены принципы и механизм реализации Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», определившего единый порядок построения системы обеспечения транспортной безопасности в Российской Федерации.
По словам М. Соколова, в целях нормативного обеспечения реализации мероприятий Комплексной программы, положений Федерального закона «О транспортной безопасности» Минтрансом России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, ведомствами, субъектами транспортной инфраструктуры ведется работа по совершенствованию законодательства в области обеспечения транспортной безопасности, разработка и издание нормативных правовых актов в данной сфере.
Министр сообщил, что в настоящее время принято 36 нормативных актов, в том числе 7 федеральных законов, 11 нормативных и распорядительных актов Правительства РФ, 18 приказов Минтранса России.
«Федеральные агентства, подведомственными Минтрансу России, активно ведут работу по категорированию объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утверждают результаты проведенной оценки уязвимости и разработанные хозяйствующими субъектами планы обеспечения транспортной безопасности», – отметил М. Соколов.
Заместитель Министра транспорта РФ Алексей Цыденов в своем докладе проинформировал участников заседания об итогах реализации Комплексной программы по состоянию на 1 января 2013 года.
Он, в частности, сообщил, что в 2010-2012 гг. на обеспечение безопасности на железнодорожном транспорте ОАО «РЖД» выделены субсидии в размере 4,6 млрд. рублей. Это позволило оснастить наиболее уязвимые объекты транспортной инфраструктуры ОАО «РЖД» специализированными техническими средствами, создать основные компоненты комплексной системы, разработать новые инженерно-технические средства, завершить основные мероприятия по повышению уровня профессиональной подготовки специалистов и грамотности населения. В основном завершены работы по оснащению современными системами защиты от актов незаконного вмешательства 34 вокзальных комплексов.
В рамках Комплексной программы на базе железнодорожных университетов созданы учебные центры по подготовке специалистов в области обеспечения транспортной безопасности. Учебные центры оснащены инженерно-техническими средствами и системами обеспечения транспортной безопасности, согласованы учебные программы по транспортной безопасности и положения об учебных центрах.
На реализацию мероприятий по обеспечению безопасности населения на метрополитенах в рамках Комплексной программы в 2010 – 2012 гг. всего из предусмотренных средств федерального бюджета в сумме 12 млрд. руб. перечислено субъектам Российской Федерации 7,2 млрд.
В 2010-2012 гг. за счет предоставленных субсидий из федерального бюджета были закуплены и установлены инженерно-технические средства и системы обеспечения транспортной безопасности в соответствии с требованиями Комплексной программы. В 2013 г. предстоит завершить работы по оснащению всех метрополитенов России, за исключением Московского метрополитена, инженерно-техническими средствами и системами обеспечения транспортной безопасности в рамках действующей Комплексной программы.
Правительством Москвы планируется в 2013-2014 гг. в рамках выделенных субсидий оборудовать станции Московского метрополитена средствами досмотра, а также интеллектуальной системой видеонаблюдения.
В области дорожного хозяйства завершено оснащение 26 первоочередных объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства федерального значения инженерно-техническими средствами обеспечения транспортной безопасности.
Формирование мероприятий Комплексной программы в сфере гражданской авиации осуществлялось на основе анализа состояния авиационной безопасности по результатам инспекционных проверок и контроля, проведенных Росавиацией в рамках процедур по сертификации. На основе проведенного анализа состояния авиационной безопасности на объектах гражданской авиации, приоритетными направлениями Комплексной программы были определены наиболее уязвимые объекты транспортной инфраструктуры воздушного транспорта, в отношении которых Росавиация осуществляет полномочия собственника федерального имущества.
На реализацию мероприятий Комплексной программы в общей сложности запланированы федеральные бюджетные средства в размере 2,6 млрд. рублей.
В 2010-2012 гг. поставлена досмотровая техника в 13 аэропортов гражданской авиации, проведена оценка уязвимости и разработаны планы обеспечения транспортной безопасности в 43 аэропортах трех федеральных казенных предприятий, проведено обучение специалистов и должностных лиц в области обеспечения транспортной безопасности федеральных бюджетных организаций. Кроме того, на базе Московского государственного технического университета гражданской авиации создан учебный центр по подготовке специалистов в области транспортной безопасности, который оборудован современной мультимедийной обучающей системой, необходимыми техническими и специальными средствами обучения.
Завершены работы по строительству периметрового ограждения в аэропортах Анапа, Минеральные Воды, Менделеево, Владивосток, Воронеж, Горно-Алтайск, Екатеринбург (Кольцово), Казань, а также оснащение периметрового ограждения инженерно-техническими средствами обеспечения транспортной безопасности в аэропорту Анапа. В аэропортах и на аэродромах гражданской авиации строятся объездные (патрульные) дороги для обеспечения быстрого реагирования в случаях совершения актов незаконного вмешательства.
В 2013 г. планируется завершить строительство периметрового ограждения и оснащение его инженерно-техническими средствами обеспечения транспортной безопасности в аэропортах Сочи, Магас, Самара, Владикавказ, Махачкала, Якутск, Пенза, Внуково, Домодедово, Казань, Екатеринбург (Кольцово) Ставрополь, а также оборудовать дополнительными инженерно-техническими средствами контрольно-пропускные пункты и периметровые ограждения в аэропортах Воронеж, Минеральные Воды, Геленджик, Горно-Алтайск, Самара (Курумоч).
На мероприятия по обеспечению безопасности населения на морском и внутреннем водном транспорте на период 2010 – 2012 гг. предусмотрен объем финансирования за счет средств федерального бюджета в размере порядка 5 млрд. рублей.
На морском транспорте проведены работы по оснащению комплексами инженерно-технических средств и систем обеспечения транспортной безопасности акваторий 6 морских портов (Владивосток, Калининград, Сочи, Махачкала, Новороссийск, Мурманск).
Завершено оснащение современными системами безопасности 11 гидроузлов, наиболее уязвимых гидротехнических сооружений. Ведутся работы по оснащению техническими средствами транспортной безопасности судоходных гидротехнических сооружений Канала имени Москвы, речных вокзалов города Москвы, Иваньковского, Угличского и других гидроузлов.
На реализацию мероприятий в сфере государственного контроля и надзора в области транспортной безопасности в 2010 – 2012 гг. из средств федерального бюджета выделено более 1,3 млрд. рублей. В рамках Программы создается система дистанционного контроля и надзора в области обеспечения транспортной безопасности на объектах 1 категории всех видов транспорта, создаются и формируются главный автоматизированный Центр контроля и надзора в сфере транспорта, а также соответствующие центры во всех федеральных округах Российской Федерации.
Минтрансом России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти ведется работа по созданию системы подготовки и аттестации специалистов и персонала в области обеспечения транспортной безопасности. В учебных заведениях федеральных агентств созданы учебные центры, осуществляется их техническое оснащение. В настоящее время такие учебные центры созданы на базе Московского, Петербургского, Ростовского государственных университетов путей сообщения, а также Московского государственного технического университета гражданской авиации. Отдельные учебные центры уже приступили и проводят подготовку специалистов в области обеспечения транспортной безопасности.
Проводимые исследования общественного мнения по вопросам транспортной безопасности и удовлетворенности системой защиты транспортного комплекса показывают, что основная часть населения поддерживает работу, которая проводится государством по созданию комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте.
Минтранс России, как координатор Программы, осуществляет постоянную координацию и мониторинг реализации запланированных мероприятий. В настоящее время Минтрансом России совместно с причастными федеральными органами исполнительной власти проводится работа по подготовке предложений о продлении срока действия Комплексной программы на период с 2014 по 2016 годы.
Источник материала: Минтранс