Строго говоря, под санкции попадут все, в том числе авиакомпании. Но, как отмечают правительственные эксперты, больше всего проблем возникает именно с частной авиацией.
“В прошлом году в гражданской авиации произошла 21 авиационная катастрофа и 19 аварий. Почти все авиационные катастрофы и аварии произошли с воздушными судами, принадлежащими частным лицам”, – говорится в пояснительной записке к проекту.
Нередко в ходе разбирательства после очередной беды оказывалось, что за штурвалом сидел тот, чье место исключительно в кресле пассажира. Так как никаких прав управлять самолетом или вертолетом у него не было.
Личная авиация давно перестала быть экзотикой. Есть немало состоятельных людей, которые любят в свободное время полетать в облаках. На своих крыльях.
Но в небе нужна особая осторожность. Увы, иногда пилоты личных самолетов и вертолетов об этом забывают. Поэтому ленты новостей полны сообщениями об авариях. Например, буквально на днях под Рязанью разбился частный вертолет Robinson.
“Вертолет обнаружен поврежденным на земле. Рядом с ним лежит травмированный пилот”, – передало ТАСС. Авария произошла в 50 километрах от Рязани, вертолет упал в поле, так что на земле разрушений нет. Пилот был госпитализирован.
Весной в Хабаровске совершил жесткую посадку частный вертолет, на котором три человека возвращались с рыбалки. Один из пассажиров, отставной генерал, умер от сердечного приступа, еще один человек попал в больницу с переломом позвоночника. А в Краснодарском крае прошлым летом частный вертолет врезался в гору. Пилот погиб. И так далее.
“Проектом предлагается резко увеличить штрафы за нарушение правил использования воздушного пространства, а также плавания. Некоторые санкции возрастают в десять раз, – сообщил “РГ” член правительственной комиссии по законопроектной деятельности, председатель правления Ассоциации юристов России Владимир Груздев. – Усиление ответственности призвано снизить число нарушителей, то есть носить превентивную функцию. Конечная цель – минимизировать риски и тем самым спасти чьи-то жизни”.
За нарушение федеральных правил использования воздушного пространства предлагается установить штраф для граждан от 20 до 50 тысяч рублей.
Как отмечают специалисты, число нарушителей в небе растет. В 2015 году Ространснадзором было зафиксировано 335 нарушений правил использования воздушного пространства. В 2016 году – 465 нарушений. В прошлом году было уже 524 нарушения. Общая сумма штрафов, выписанных нарушителям, составила 42 миллиона рублей.
При этом, как сказано в пояснительной записке, за три года в два раза выросло число нарушений, совершенных частными лицами, не имевшим права сидеть за штурвалом. Например, в прошлом году 323 нарушителя-частника были по сути самозванцами в воздухе. Или, говоря юридическим языком, они не были наделены “в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства”.
Поскольку личная авиация – забава состоятельных, штрафы от 2 до 5 тысяч рублей всяких ух-пилотов не особо пугают. Поэтому ставки решено повысить.
По сравнению с воздушными удовольствиями водные более демократичны: рассекают волны на своем транспорте как очень состоятельные, так и самые обычные люди. Необязательно быть богатым, чтобы содержать свою лодку. Но соблюдать правила – обязательно. Лихачить на воде также запрещено, как лихачить на земле или в воздухе.
“Сегодня очень популярен водный транспорт – яхты, катера, гидроциклы, – говорит Владимир Груздев. – Но мы помним, сколько трагедий произошло из-за того, что люди, управлявшие катерами или гидроциклами, не соблюдали правила”.
Впрочем, предложенные поправки касаются не только маломерных судов, но и больших кораблей. По данным разработчиков проекта, в прошлом году на водном транспорте произошло 89 аварий.
“В 84 процентах случаев причиной аварий продолжает оставаться так называемый “человеческий фактор”, в том числе как следствие пренебрежения нормами административного законодательства”, – говорится в пояснительной записке.
Инициатива в десять раз увеличивает размеры штрафов за нарушение правил плавания. Также вводится санкция за повторное совершение в течение года нарушения правил плавания: штраф от 10 до 20 тысяч рублей плюс лишение права управления судном на срок от года до двух. Но здесь подразумеваются большие суда и их капитаны.
А нарушение правил лицом, управляющим маломерным судном, будет наказываться штрафом от 500 до 1 тысячи рублей. Или лишением прав до полугода. Под статью попадает “превышение судоводителем или иным лицом, управляющим маломерным судном, установленной скорости, несоблюдение требований навигационных знаков, преднамеренная остановка или стоянка судна в запрещенных местах либо нарушение правил маневрирования, подачи звуковых сигналов, несения бортовых огней и знаков”.
Кроме того, резко вырастет наказание за управление частными лодками без прав. Тот, кто сядет за штурвал яхты или возьмется за руль гидроцикла, не имея прав, заплатит от 10 до 15 тысяч рублей. Вырастут штрафы и за управление судном, в том числе маломерным, не прошедшим техосмотра.
Напомним, аттестацию на право управления маломерным судном проводит Государственная инспекция маломерных судов МЧС России. Но прежде, чем сдавать экзамены, кандидат в капитаны должен пройти обучение.