В марте 2019 года произошло событие, которого эксперты транспортного сообщества ожидали с 2014 года. Центральный районный суд г. Хабаровска удовлетворил административный иск Хабаровского транспортного прокурора к Дальневосточному территориальному управлению железнодорожного транспорта о признании свидетельств по аттестации сил обеспечения транспортной безопасности (СОТБ) недействительными.
Прокуратурой было установлено, что в учебном центре филиала ФГП ВО ЖДТ на Дальневосточной железной дороге в нарушении Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» проходили обучение на курсах повышения квалификации лица не имеющие на это правовых оснований (имели только среднее образование). Эти же лица были аттестованы в нарушении п.8 ч.1 ст.10 Федерального закона N 16-ФЗ “О транспортной безопасности” поскольку не являлись лицами, имеющими среднее профессиональное и (или) высшее образование.
Ссылки ответчика на внесение изменений в редакцию Приказа Минтранса России от 03.11.2015 № 325 «Об утверждении документов, связанных с аттестацией сил обеспечения транспортной безопасности и обработкой персональных данных отдельных категорий лиц, принимаемых на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности или выполняющих такую работу, проведению аттестации которых предшествует обработка персональных данных» в части исключения из п.8 слова «профессиональном», что может быть истолковано не иначе как расширение круга лиц, допущенных к аттестации, на то, что закон не запрещает во исполнении требований п.8 ч.1 ст.10 Федерального закона N 16-ФЗ “О транспортной безопасности” для выполнения работы по обеспечению транспортной безопасности пройти обучение параллельно или даже после прохождения аттестации, суд нашел не заслуживающим внимания и не влекущими отказ в исковых требованиях. Указанные изменения, внесенные в Приказ Минтранса России от 03.11.2015 №325, не отменяет действие вышеприведенных законов, регулирующих вопросы обеспечения транспортной безопасности, не освобождают от обязанности их исполнения.
Суд также решил, что проведение аттестации лиц, не имеющих соответствующей подготовки, а соответственно и права на выполнение работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности, не является законным!
На взгляд экспертов Ассоциации «Транспортная безопасность» решение суда г. Хабаровск полностью соответствует пониманию исполнения законодательства по транспортной безопасности в области подготовки и аттестации СОТБ.
В настоящее время поданы аналогичные административные иски в суды других городов Российской Федерации. Это говорит о серьезных системных проблемах в сфере подготовки и аттестации СОТБ.
Свое мнение и видение проблем подготовки и аттестации СОТБ эксперты на протяжении последних лет высказывали на мероприятиях различного уровня, на совещаниях в органах государственной власти и на страницах СМИ.
Обязательность прохождения подготовки СОТБ вытекает из требований п.1 статьи 12.1 Федерального закона N 16-ФЗ “О транспортной безопасности” и конкретизируется в Приказе Министерства транспорта РФ от 31 июля 2014 г. N 212 “Об утверждении Порядка подготовки сил обеспечения транспортной безопасности”. Требования:
- подготовка сил обеспечения транспортной безопасности (далее – СОТБ) включает в себя теоретическую, тренажерную и практическую подготовку;
- подготовка СОТБ направлена на приобретение знаний, умений, навыков, установленных требованиями законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности, и необходимых для выполнения силами ОТБ работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности, а также на непрерывное профессиональное образование сил ОТБ и осуществляется посредством реализации основных программ профессионального обучения и дополнительных профессиональных программ;
- разработка типовых основных программ профессионального обучения сил ОТБ, а также обучение сил ОТБ по указанным программам осуществляется в случае включения отдельных категорий сил ОТБ в перечень профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение, утверждаемый федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному регулированию в сфере образования.
Все без исключения субъекты транспортной инфраструктуры и особенно подразделения транспортной безопасности столкнулись с проблемой, что в реальности в составе сил ОТБ большое количество работников, которые имеют среднее, а порой и неполное среднее образование и это не только водители, но и работники осуществляющие досмотровые мероприятия на крупных объектах транспортной инфраструктуры. И поэтому не могут обучаться по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации.
Выход из данной ситуации для данной категории работников представляется только один – введение профессии, основой для профессионального обучения в данном случае предлагается рассматривать не профстандарт, а образовательные программы, разработанные в соответствии с Перечнем профессий рабочих и должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение (как это реализуется в международных автомобильных перевозках);
Согласно ст. 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»
Под профессиональным обучением по программам повышения квалификации рабочих и служащих понимается профессиональное обучение лиц, уже имеющих профессию рабочего, профессии рабочих или должность служащего, должности служащих, в целях последовательного совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков по имеющейся профессии рабочего или имеющейся должности служащего без повышения образовательного уровня.
При этом!!! Федеральный закон не предъявляет никаких требований к уровню образования, которое должно быть у лица, обучающегося по программам профессионального обучения. При реализации программ повышения квалификации и переподготовки рабочих и служащих необходимо только, чтобы у данного лица уже была хотя бы одна профессия рабочего или должность служащего.
В настоящее время:
- Типовые основные программы профессионального обучения сил ОТБ
- не разработаны, соответственно обучение сил ОТБ проводиться только по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации.
Связано это с тем, что отдельные категории сил ОТБ не включены в перечень профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение.
- Квалификации и квалификационные требования ко всем категориям сил ОТБ в Единый квалификационный справочник – не внесены.
- Профессиональные стандарты для всех категорий сил ОТБ – не разработаны.
- Соответствующие федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОСы) среднего профессионального и высшего образования для всех категорий сил ОТБ – не разработаны.
Следующая проблема
Исходя из требований законодательства:
Организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам в области подготовки сил ОТБ, должны иметь учебно-тренажерную базу, в том числе тренажеры, соответствующие определенным требованиям.
Организация, осуществляющая образовательную деятельность, в зависимости от требований, установленных типовыми основными программами профессионального обучения и типовыми дополнительными профессиональными программами, оснащается одним или несколькими тренажерами.
Что мы имеем в настоящее время?
Так, как лицензия выдается на вид деятельности (на ДПО в нашем случае), то на рынке появились организации, которые занимались подготовкой, переподготовкой рабочих специальностей и т.д., у которых отсутствует тренажерная база, преподавательский состав и специалисты в области обеспечения транспортной безопасности. Соответственно, не вложив ничего они активно демпингуют на рынке образовательных услуг.
Конечно, решение о выборе формы подготовки сил ОТБ принимается субъектом транспортной инфраструктуры, подразделением транспортной безопасности. Но заказчикам необходимо понимать, что полученные при подготовке сил ОТБ знания, умения, навыки подлежат проверке в ходе обязательной аттестации сил ОТБ и в случае выявления несоответствия уровня знаний, умений, навыков сил ОТБ требованиям законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности, органом аттестации формируются рекомендации о дополнительной подготовке в части выявленных несоответствий (проще говоря денежные средства субъектов на образование сил ОТБ будут потрачены впустую). Приведенное выше решение суда подтверждает необходимость прохождения подготовки СОТБ в соответствии с действующим законодательством!
Управлением транспортной безопасности Росавиации в 2018 году был проведен анализ результатов прохождения работниками СОТБ процедуры аттестации (толчком послужил доклад Ассоциации на Транспортной неделе – 2017 по проблемам подготовки и аттестации).
В результате анализа установлено, что 95 % аттестуемых работников СОТБ не прошедшие подготовку не смогли пройти процедуру аттестации. Лишний повод задуматься СТИ по вопросам подготовки работников СОТБ и выбору учебных заведений.
К сожалению, проблема отрыва института аттестации СОТБ законодательно от процесса подготовки СОТБ так и не решена, что представляется нелогичным и юридически невыверенным.
Пути решения проблем – необходимо тщательно проработать вопрос и изменить смысл и порядок аттестации СОТБ, увязав их напрямую с процессом подготовки СОТБ, упростив процедуры проведения аттестации и одновременно повысив ответственность за качество подготовки СОТБ.
Предложения по решению приоритетных проблем:
- Министерству транспорта Российской Федерации необходимо:
- заказать НИР по включению всех категорий СОТБ в Перечень профессий рабочих, должностей служащих.
- заказать НИР по разработке образовательных программ профессионального обучения, разработанных в соответствии с Перечне профессий рабочих и должностей служащих.
- заказать НИР по включению в Единый квалификационный справочник раздела «Квалификационные характеристики должностей руководителей и работников сил обеспечения транспортной безопасности», в котором сформулировать конкретные квалификационные требования для всех категорий сил ОТБ.
- Ространснадзору необходимо определение действенного механизма привлечения к административной ответственности в соответствии со статьями 11.15.2 и 23.36 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ недобросовестных образовательных организаций, которые осуществляющих подготовку сил обеспечения транспортной безопасности в нарушении требований законодательства.
- Рассмотреть возможности объединения процедуры подготовки и аттестации сил обеспечения транспортной безопасности для снижения экономической и временной нагрузки при допуске работников к работам, связанных непосредственно с обеспечением транспортной безопасности, в том числе определения периодичности подготовки сил обеспечения транспортной безопасности.
Эту работу необходимо осуществить в рамках дальнейших мероприятий по внесению изменений в ФЗ-16 и другие нормативные акты. Привлекать к этим работам транспортные ВУЗы, профессиональные объединения и сообщества.