Инцидент произошел утром 9 марта, когда 24-летний американский дипломат, который завершал командировку в России, проходил рутинную процедуру просвечивания багажа у входа № 4 в терминал D. Охранники увидели на рентгеновском снимке контуры предмета, похожего на боеприпас для миномета. Для его осмотра были вызваны взрывотехники и сотрудники МВД, которые установили, что в чемодане действительно находится мина с взрывателем. Проведенный специалистами экспресс-анализ показал: на внутренних стенках корпуса еще оставались следы взрывчатого вещества. Мину у американца изъяли и, поскольку он опоздал на самолет, помогли переоформить билеты на следующий рейс до Нью-Йорка.
В МИД России квалифицировали инцидент, как попытку провокации против объекта транспортной инфраструктуры России. На Смоленской площади предположили, что таким образом американцы пытались протестировать надежность мер по обеспечению безопасности РФ изнутри в дополнение к тем провокациям, которые США регулярно устраивают у российских границ, включая рейды боевых кораблей и самолетов. В МИД особо отметили, что в данной ситуации участником инцидента стал дипломат, имеющий отношение к вооруженным силам США, то есть, вероятно, один из сотрудников аппарата военного атташе. Предположительно, речь идет о некоем С. К. Уильямсе (S.C. Williams).
Американский дипломат утверждал, что приобрел пустой боеприпас для личной коллекции. Но такая версия показалась российским властям малоубедительной. Ведь в самих США, особенно после терактов 11 сентября 2001 года, серьезно закрутили гайки в плане обеспечения безопасности авиаперевозок. И американец, как уверены в МИД, “не мог не понимать, что мина в багаже – это очень серьезно, а значит шел на такой шаг сознательно”.
Формально мина без взрывчатого вещества боеприпасом уже не считается и под правила перевозки оружия не попадает. Но, поскольку оперативно определить безопасность муляжа не всегда возможно, транспортировку таких предметов, как правило, предлагается заранее согласовывать с авиакомпанией или аэропортом. При этом для авиаперевозки деактивированного боевого изделия могут потребоваться документы, подтверждающие его безопасность для окружающих. Едва ли американский военный этого не знал.
Тем более, что у него на родине правила строгие. В инструкциях на сайте Администрации транспортной безопасности США, контролирующей соблюдение этих мер в американских аэропортах, однозначно указывается, что в зарегистрированном багаже можно провозить только макеты огнестрельного оружия, но запрещены любые “реалистичные макеты взрывчатых устройств”. Более того, на сайте размещена отдельная статья, в которой подробно расписано, почему нельзя, например, провозить макеты ручных гранат. В ней поясняется, что, даже если такой предмет не представляет угрозы окружающим, сотрудники охраны не могут с ходу по рентгеновскому снимку отличить его от боевого. А потому такие попытки обычно требуют работы специалистов и провоцируют задержку рейса. Например, когда в июле 2018 года один из пассажиров попытался войти с муляжом бомбы в багаже в аэропорт Чикаго, Администрация транспортной безопасности в Twitter напомнила, что перевозка таких предметов категорически запрещена, а нарушителя “может ждать внушительный штраф или арест”. Так что попробуй иностранный дипломат вылететь из США с неактивированной миной в чемодане, его ждал бы длительный допрос с пристрастием.
МВД России проинформировало о случившемся посольство Соединенных Штатов в Москве, потребовав разъяснений. Но в Вашингтоне не увидели в действиях дипломата ничего особенного. Госдепартамент США поддержал версию своего сотрудника, заявив, что “никакой угрозы другим пассажирам предмет не представлял”. В ведомстве сочли ситуацию “исчерпанной” с учетом того, что боеприпас был изъят у дипломата, а сам он покинул территорию России. Такая реакция косвенно указывает на то, что инцидент действительно был умышленной провокацией. Ведь если бы американец ничего не нарушал, Вашингтон едва ли упустил бы возможность обвинить Москву в изъятии предмета из багажа дипломата.
*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере “РГ”