Доклад И.о. начальника Управления транспортной безопасности Федерального агентства воздушного транспорта Сотникова Олега Ивановича на Конференции «Актуальные вопросы транспортной (авиационной) безопасности в сфере воздушного транспорта», проводимой в рамках 6-ой Национальной выставки инфраструктуры аэропортов и гражданской авиации на тему: «Практическая реализация требований по обеспечению транспортной и авиационной безопасности на воздушном транспорте»

Добрый день, уважаемые коллеги!

Становиться доброй традицией в начале февраля в рамках Национальной выставки инфраструктуры аэропортов и гражданской авиации проводить Конференцию по актуальным вопросам транспортной (авиационной) безопасности в сфере воздушного транспорта.

Позвольте мне поприветствовать на сегодняшней Конференции присутствующих в зале представители всех сегментов системы обеспечения авиационной и транспортной безопасности гражданской авиации.

Предлагаемые для обсуждения вопросы, а также их  актуальность обусловлена тем, что воздушный транспорт, наряду с другими отраслями, обеспечивает базовые условия жизнедеятельности общества, являясь важным инструментом достижения социальных, экономических и внешнеполитических целей государства.

Проводимая сегодня Конференция по вопросам практического применения законодательства в сфере транспортной (авиационной) безопасности является площадкой взаимного обмена мнениями представителей транспортного сообщества.

Такой диалог важен для всех категорий участников, поскольку он позволяет оперативно решать возникающие проблемы, вносить предложения по гармонизации законодательства в сфере транспортной безопасности, и в конечном итоге повышать уровень защищенности транспортного комплекса России от актов незаконного вмешательства.

На фоне сложной геополитической обстановки в мире, продолжающегося усиления политического и экономического давления на Россию со стороны ряда зарубежных стран и других событий,  авиация по-прежнему будет  сталкиваться с серьезными сохраняющимися и вновь появляющимися факторами риска для безопасности со стороны террористических группировок и радикально настроенных лиц.

Поступающая информация от специальных служб и правоохранительных органов свидетельствует о сохранении угроз террористического характера, в том числе в отношении объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта. Это подтверждается, в том числе и статистикой актов незаконного вмешательства в деятельность отечественной гражданской авиации, отмеченной на  Слайде.

Слайд № 1«Количество АНВ в деятельность ГА Российской Федерации»

В своем выступлении остановлюсь на вопросах практической реализации законодательства Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности на воздушном транспорте, а также проблемах, возникающих при предоставлении государственных услуг в установленной сфере деятельности.

В целях устойчивого функционирования транспортного комплекса и в рамках реализации Федерального закона «О транспортной безопасности» Управлением транспортной безопасности проводятся мероприятия по предоставлению государственных услуг и функций, а именно:

аккредитация юридических лиц для проведения оценки уязвимости, так называемых специализированных организаций;

аккредитация аттестующих организаций;

аккредитация юридических лиц в качестве подразделений транспортной безопасности;

категорирование объектов транспортной инфраструктуры  и транспортных средств воздушного транспорта;

утверждение результатов оценок уязвимости и планов обеспечения транспортной безопасности ОТИ и ТС.

Слайд № 2(Реализация требований Федерального закона  «О транспортной безопасности»)

За период действия Федерального закона «О транспортной безопасности» по состоянию на 01.01.2019 в отношении субъектов транспортной инфраструктуры Российской Федерации, осуществлены следующие мероприятия:

проведено категорирование 492ОТИ и 4862 ТС воздушного транспорта;

утверждено603оценок (дополнительных оценок) уязвимости ОТИ и 556ТС воздушного транспорта и428планов обеспечения транспортной безопасности ОТИ и 257ТС воздушного транспорта.

Кроме того, Росавиацией аккредитовано на проведение оценки уязвимости ОТИ и ТС воздушного транспорта 22специализированные организации, 11юридических лиц в качестве аттестующих организаций и 22 – в качестве подразделений транспортной безопасности.

Слайд № 3 (количество аттестованных сил обеспечения транспортной безопасности)

В рамках реализации постановления Правительства Российской Федерации от 26.02.2015 № 172 «О порядке аттестации сил обеспечения транспортной безопасности» органами аттестации Росавиации (Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации, Московский государственный технический университет гражданской авиации, Ульяновский институт гражданской авиации имени главного маршала авиации Б.П. Бугаева)с привлечением аттестующих организаций проведена аттестация 16708 работников субъектов транспортной инфраструктуры воздушного транспорта.

(по I категории аттестовано 241 человек; по II категории — 5225 человек; по III категории — 542 человека; по IV категории — 892 человека; по V категории — 5722 человека; по VI категории — 715 человек; по VII категории — 829 человек; по VIII категории — 2542 человека).

Следует отметить, что органами аттестации и аттестующими организациями осуществляютсявыездные мероприятия по аттестации сил обеспечения транспортной безопасности на воздушном транспорте, согласно заключенным с СТИ договорам, что позволяет минимизировать финансовые затраты на аттестацию сил ОТБ.

Хотелось бы отметить оперативную работу в данном направлении в субъектах транспортной инфраструктуры (Казань, Самара, Саранск, Ростов-на-Дону, Сочи, Волгоград, Нижний Новгород, Калининград), задействованных при проведении масштабного спортивного мероприятия, как чемпионат мира по футболу FIFA2018.

Маленькое отступление…

В этой связи позвольте от себя лично поблагодарить присутствующих на конференции руководителей аэропортов городов участников чемпионата мира по футболу, баз размещения команд, а в их лице всем сотрудникам служб авиационной безопасности, подразделений транспортной безопасности за четкую, слаженную и профессиональную  работу в период проведения в Российской Федерации этого значимого для нашей страны спортивного мероприятия.

В настоящее время на завершающем этапе находится подготовка к проведению в марте текущего года в городе Красноярске XXIX Всемирной зимней универсиады. Полагаю, что проводимая Конференция прекрасное место для обмена опытом по реализации мероприятий по транспортной (авиационной) безопасности.

Приношу свои извинения за небольшое отступление от рассматриваемой темы.

Позвольте продолжить.

В рамках реализации приказа Минтранса России от 01.04.2015
№ 145 «Об утверждении Порядка аккредитации юридических лиц в качестве подразделений транспортной безопасности и требований к ним» Управлением транспортной безопасности осуществляются мероприятия по аккредитации юридических лиц в качестве подразделений транспортной безопасности.

На сегодняшний день Управлением  рассмотреноболее 70 заявлений юридических лиц о выдаче свидетельства об аккредитации в качестве подразделения транспортной безопасности в области воздушного транспорта.

По результатам рассмотрения представленных заявлений выданы свидетельства – 22 юридическим лицам, отказано в выдаче свидетельства – 43 юридическим лицам, находится на рассмотрении – 5 заявлений.

Большой процент отказов в выдаче свидетельства об аккредитации обусловлен следующими причинами,

Слайд № 4 (Статистика и основные недостатки, выявленные в ходе рассмотрения заявлений о выдаче свидетельства об аккредитации юридического лица в качестве подразделения транспортной безопасности).

— представление неполного пакета документов, в том числе сведений, подтверждающих соответствие соискателя аккредитации требованиям, установленным статьями 4 и 7 Федерального закона от 29.04.2018 № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства», при нахождении соискателя аккредитации под контролем иностранного инвестора или группы лиц;

— отсутствие в Положении о структурном подразделении конкретных задач по защите объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения актов незаконного вмешательства, а также реагирования на подготовку совершения или совершение АНВ и соответствующих  мероприятий по реализации дополнительных мер безопасности при изменении уровней безопасности;

— отсутствие подтверждения трудовых отношений соискателя аккредитации с работниками, прошедшими аттестацию.

Вопросы подготовки и аттестации сил обеспечения транспортной безопасности подробно были озвучены в предыдущем выступлении  А.Н. Свешниковым в этой связи не буду повторяться, и остановлюсь на проблемных вопросахсвязанных с реализацией законодательства в области обеспечения транспортной безопасности.

Слайд № 5 (Основные проблемные вопросы по аккредитации юридических лиц в качестве подразделений транспортной безопасности)

В настоящее время аккредитация юридических лиц в качестве подразделений транспортной безопасности осуществляется в соответствии с требованиями, утверждёнными приказом Минтранса России от 01.04.2015 № 145. Иных нормативных правовых актов, устанавливающих требования к подразделениям транспортной безопасности не имеется.

Исходя из имеющейся практики аккредитации, следует отметить, что имеющиеся требования к соискателям аккредитации носят общий неконкретный характер, вследствие чего аккредитация становится формальной процедурой, не позволяющей сделать вывод о способности юридического лица осуществлять защиту ОТИ и ТС воздушного транспорта от актов незаконного вмешательства.

Законодательством о транспортной безопасности не предусмотрены:

минимально допустимое количество аттестованных работников соискателя аккредитации с разбивкой по категориям, что формально даёт возможность выдачи свидетельства об аккредитации юридическому лицу с одним-двумя аттестованными работниками;

отсутствует утверждённое типовое положение о структурном подразделении, предназначенном для осуществления координации и обеспечения деятельности по защите ОТИ и ТС, а также реагирования на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства.

Полагаем, что одним из наиболее вероятных путей решения данного вопроса является внесение изменений в законодательство о транспортной безопасности, предусматривающих разработку типового положения вышеуказанного структурного подразделения, а также установление минимального количества аттестованных работников структурного подразделения по категориям.

Слайд № 6 (Недостатки и несоответствия выявленные в оценках уязвимости ОТИ и ТС)

В соответствии с требованиями приказа Минтранса России от 12.04.2010 № 87 «О порядке проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в Росавиацию поступают на рассмотрение результаты проведенных оценок уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта.

Анализ указанных материалов свидетельствует о типичных недостатках и несоответствиях, а именно:

— при проведении оценки уязвимости не учитываются особенности дислокации ОТИ, а также организации их эксплуатации (функционирования), в частности гидрологичекие и географические особенности дислокации ОТИ;

— отсутствует анализ изучения криминогенной обстановки района расположения ОТИ и/или дислокации ТС, что напрямую влияет на описание способов реализации потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в их деятельность с использованием моделей нарушителя;

— отсутствуют сведения об аттестации сил обеспечения транспортной безопасности, привлекаемых к исполнению обязанностей по защите ОТИ и/или ТС от актов незаконного вмешательства, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации  от 26.02.2015                  № 172 «О порядке аттестации сил обеспечения транспортной безопасности»;

— отсутствуют сведения об обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.2016       № 969.

Кроме того, в результатах оценки уязвимости ОТИ и/или ТС специализированными организациями не определяется перечень критических элементов ОТИ и/или ТС.

В план-схемах, являющихся приложениями к результатам оценки уязвимости ОТИ и/или ТС, как правило, не указываются расположение контрольно-пропускных пунктов, постов охраны и маршрутов патрулирования, неверно определяются границы зоны транспортной безопасности и их секторов.

Слайд 7 (Выдача сертификата по авиационной безопасности)

Во исполнение пункта 3 статьи 8 Воздушного кодекса Российской Федерации в порядке, установленном Административным регламентом Федерального агентства воздушного транспорта предоставления государственной услуги по выдаче документа, подтверждающего соответствие юридического лица, осуществляющего обеспечение авиационной безопасности, требованиям федеральных авиационных правил, утвержденным приказом Минтранса России от 25.08.2015 № 264, за 2018 год в Управление транспортной безопасности поступило 84 заявки на проведение оценки соответствия юридических лиц требованиям Федеральных авиационных правил «Требования авиационной безопасности к аэропортам», утвержденных приказом Минтранса России от 28.11.2005 № 142. За истекший период выдано 68 сертификатов, в том числе 46 – аэропортам и авиапредприятиям, 22 – подразделениям войск национальной гвардии Российской Федерации и ФГУП «УВО Минтранса России», осуществляющим охрану аэропортов федерального значения. По 9 заявкам в выдаче сертификата отказано.

Одновременно за этот же период территориальными органами Росавиации осуществлена выдача 76 сертификатов по авиационной безопасности, в том числе 52 – аэропортам и авиапредприятиям, 24 – подразделениям ФГУП «УВО Минтранса России», осуществляющим охрану аэропортов.

Слайды №№ 8-9 (Основные проблемные вопросы по выдачи сертификата по АБ)

Отказ в выдаче сертификата может быть вызван:

— непредставлением в установленный срок доклада об устранении недостатков в документации или непредставлением документов с внесенными изменениями;

— непредставлением в установленный срок доклада по устранению несоответствий требованиям Федеральных авиационных правил, выявленных в ходе инспекционной проверки;

— устранением несоответствийне в полном объеме, что устанавливается при повторной инспекционной проверке.

Обращаем особое внимание на необходимость в установленные сроки представлять вышеперечисленные доклады, а также на то, что не устранение  даже одного несоответствия требованиям ФАП приведет к отказу в выдаче сертификата.

Позвольте кратко остановиться на проведении инспекционных проверках в рамках процедуры сертификации:

(готовить заранее  сотрудников МТУ, использовать карты проверок, поднимать и описывать все несоответствия – одновременно совместно намечать пути решения по устранению, особое внимание обращать на оборудование и обученность сотрудников ПЦН)

Уважаемые коллеги!

В заключение своего доклада хочу отметить, что сложностей и нерешенных проблем остается достаточно, но наша общая задача заключается в том, чтобы реализация мер по обеспечению транспортной безопасности позволила в целом повысить защищенность гражданской авиации от актов незаконного вмешательства и создать условия, при которых гражданская авиация станет непреступной крепостью для совершения террористических актов.

Полагаю, что настоящая Конференция позволит нам объективно и всесторонне обсудить имеющиеся проблемы и совместными усилиями выработать пути их решения!

Благодарю за внимание!

Возможно вам понравится …