Причем в документе учтены уровни безопасности для различных категорий метрополитенов. Документ появился на второй день после теракта в питерском метро. Он представляет собой, с одной стороны, поручение к руководителям на транспорте и, с другой – недвусмысленную инструкцию, требующую действовать так, а не иначе.
Поручение к высокопоставленным чиновникам представляет из себя требования в конкретный срок осмыслить ситуацию и представить четкие планы по усилению безопасности. Понятно, что от гражданских руководителей не требуется вести агентурную работу для выявления потенциальных террористов. Но максимально затруднить работу злодеям они вполне могут. Для этого требуются две вещи – насыщение вокзалов и поездов “умными” приборами и усиление бдительности работников, особенно – охранников. Все возможности для этого есть. В научных лабораториях МВД разработаны приборы, способные не только опознать взрывные устройства, но и не позволить им взорваться.
Вот пример. Ведомственное научно-производственное объединение “Спецтехника и связь” внедряет аппаратуру, защищающую железнодорожные поезда от радиоуправляемых мин. Первые образцы приборов уже опробованы на железных дорогах Северного Кавказа. Понятно, что там они стали завершающим, так сказать, штрихом в целом защитном антитеррористическом комплексе. Ведь в боевых условиях поезда охраняются и инженерной разведкой, наблюдателями, которые обязаны заметить подозрительные провода, уходящие под откос, странные предметы на шпалах или под рельсами. На крышах и площадках вагонов дежурят пулеметчики и снайперы. Уже не говоря о том, что многие составы там – настоящие бронепоезда. А впереди тепловоза обычно катится платформа-ловушка, готовая принять на себя основной удар взрывной волны.
Но все меры предосторожности могут оказаться бессильными перед одной хорошо замаскированной миной с радиовзрывателем. Террорист, издали наблюдая за поездом, хладнокровно нажмет кнопку “адской машинки”, когда середина состава, например, окажется над взрывным устройством. Чтобы предотвратить трагедию, существует прибор, который просто глушит радиосигналы для мин.
Его мощность такова, что действует в радиусе нескольких десятков метров. Корреспонденту “Российской газеты” рассказали, что сложность задачи заключалась в том, чтобы не глушить одновременно другие, “мирные” радиосигналы, мобильные телефоны, не вмешиваться в частоты связи сотрудников спецслужб. Это вполне удалось – пассажиры даже не заметят мощной работы радиоподавления. На стандартный состав из полутора десятка вагонов хватает двух-трех приборов. Такие “глушители” будут устанавливать на поездах по всей стране. Причем не только пассажирских, но и товарных, особенно перевозящих опасные грузы – химикаты, горюче-смазочные материалы, нефтепродукты.
Кстати, в Москве сейчас проводится антитеррористическая спецоперация “Анаконда”, смысл которой именно в применении новейших технологий. Полицейские на транспорте и в местах массового скопления людей досматривают пассажиров с помощью приборов, способных обнаружить взрывчатку.
Известно, что на каждой станции установлено около десятка рамок металлодетекторов, несколько десятков видеокамер, есть возможность экстренно связаться с любой службой – полицией, “скорой помощью”, спасателями, получить необходимую информацию или консультацию. Не менее пяти видеокамер находится и в каждом вагоне метро. В столичном метро достаточно хорошо отработана система досмотра пассажиров. К человеку, вызвавшему сомнения, вправе подойти сотрудник службы безопасности и предложить пройти досмотр. Все условия для этого созданы – отдельные помещения и приборы для проверки багажа. Ежедневно в ходе таких досмотровых операций инспекторы транспортной безопасности выявляют более 400 запрещенных к перевозке предметов. Проверка багажа с помощью рентгенотелевизионных установок занимает всего пару минут, однако именно эти проверки и обеспечивают всестороннюю защищенность пассажиров на станциях.
Источник: https://rg.ru/2017/04/10/rg-opublikovala-novye-trebovaniia-k-antiterroristicheskoj-bezopasnosti.html