30 января по инициативе Координационного Совета НСБ России, на Большой Дмитровке состоялось совещание Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности по теме: «Правовое регулирование деятельности негосударственной сферы безопасности».
В мероприятии приняли участие: председатель Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности, председатель КС НСБ России Виктор Озеров, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Александр Чекалин, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Дидигов Мухарбек, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Жамсуев Баир, заместитель председателя Комитета по безопасности и противодействию коррупции ГД РФ Анатолий Выборный, статс-секретарь – заместитель Министра внутренних дел Российской Федерации действительный государственный советник Российской Федерации 1 класса Зубов Игорь, заместитель начальника Департамента по взаимодействию с Федеральным Собранием Российской Федерации Управления Президента РФ по внутренней политике Александр Шубин, заместитель председателя Комиссии Общественной палаты по общественному контролю, общественной экспертизе и взаимодействию с общественными советами, председатель Общероссийского Профсоюза Негосударственной сферы безопасности, заместитель председателя КС НСБ России Дмитрий Галочкин, начальник Главного управления государственного контроля и лицензионно-разрешительной работы и Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации Леонид Веденов, начальник отдела организации деятельности в области частной охранной деятельности – заместитель начальника управления лицензионно-разрешительной работы Главного управления государственного контроля и лицензионно-разрешительной работы и Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации Рустам Хусаинов, заместитель директора Департамента организации экстренной медицинской помощи и экспертной деятельности Министерства здравоохранения РФ Сергей Полунин, начальник отдела организации охраны Департамента физической защиты Госкорпорации “Росатом” Николай Бортников, генеральный директор ФГУП “Ведомственная охрана Росатома” Андрей Флоринский, заместитель председателя Комитета по безопасности и предпринимательской деятельности ТПП РФ Анатолий Данилов, председатель подкомитета Индустрии безопасности, Президент СРО Ассоциация “Школа без опасности”, председатель Совета Союза ОСО Сергей Саминский, член Комитета по безопасности предпринимательской деятельности, исполнительный секретарь КС НСБ России, председатель исполкома Общероссийского профсоюза НСБ Сергей Хмелёв, заместитель председателя комитета по комплексной безопасности ТПП г. Москвы Владимир Балановский, президент некоммерческого партнерства “Ассоциация негосударственных структур безопасности Московской области” Валерий Аракелов, председатель Общероссийского отраслевого объединения работодателей НСБ, председатель правления Ассоциации «КЦ РОСС» Александр Козлов, председатель СРО “Союз негосударственных предприятий безопасности”, Председатель Союза подразделений транспортной безопасности “Транспортная безопасность” Валерий Мунько, пресс-секретарь КС НСБ России Маркелова Марина, генеральный директор ООО «Национальный аттестационный центр» Алексей Авдонов, руководитель рабочей группы при Президенте Российской академии наук по анализу риска и проблем безопасности РГ РАН “Риск и безопасность”, член-корреспондент РАН Николай Махутов, заведующий кафедрой “Транспортная безопасность и мобилизационная подготовка” Владимир Денисов, члены Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности.
Основным субъектом в системе обеспечения безопасности во всех сферах деятельности является государство. Вместе с тем в настоящее время в обществе существует система структур, которая составляет негосударственную сферу безопасности (НСБ). К ней относятся частные охранные организации, частные детективы, объединения граждан в сфере обеспечения безопасности и охраны общественного порядка, объединения добровольной пожарной охраны, казачьи общества.
Одним из основных направлений деятельности НСБ является обеспечение экономической безопасности частными охранными структурами. Это обусловлено прошедшими за последние годы экономическими изменениями в стране. Так, в структуре собственности России частная собственность составляет 77%, государственная – 4%, муниципальная – 6%, иные формы собственности – 13%.. По данным МВД России, охранные услуги оказывают более 23 тыс. частных охранных организаций. Статус частного охранника имеют около 700 тыс. граждан Российской Федерации.
Другими направлениями деятельности НСБ являются участие в охране общественного порядка, в обеспечении пожарной безопасности и антитеррористической защищенности объектов.
Правовую основу НСБ в Российской Федерации составляют: Конституция Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Уголовный кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации, федеральные законы.
Юридический статус частная детективная и охранная деятельность в Российской Федерации получила после принятия Закона Российской Федерации от 11.03.1992 г. № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации». В данном Законе частная детективная и охранная деятельность определяется как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам предприятиями, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел, в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов.
В 2014 году Федеральным законом введен новый вид охранной услуги по охране объектов и имущества, а также обеспечению внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности. Закон позволяет частным охранным организациям осуществлять охрану таких объектов.
В целях реализации указанного закона Правительством Российской Федерации установлены лицензионные требования к новому виду охранных услуг, а также обеспечению внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности.
Федеральными законами от 09.02.2007 г. №16-ФЗ «О транспортной безопасности» и от 14.04.1999 г. №77-ФЗ «О ведомственной охране» регламентируются полномочия работников негосударственных подразделений транспортной безопасности. Основными задачами ведомственной охраны являются: защита охраняемых объектов от противоправных посягательств; обеспечение на охраняемых объектах пропускного и внутриобъектового режимов; предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений на охраняемых объектах.
Постановлением Правительства Российской Федерации утверждены Правила, в соответствии с которыми деятельность частной охранной организации регламентируется соглашением об обеспечении правопорядка, заключенным с соответствующим правоохранительным органом или его структурным подразделением. В настоящее время более 30 тыс. охранных организаций заключили с органами внутренних дел соглашения о взаимодействии. Кроме того, частные охранные организации могут заключать договоры с муниципальными органами на оказание содействия в обеспечении общественного порядка.
Формы участия граждан в охране общественного порядка определены Федеральным законом от 02.04.2014 г. № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка». К ним относятся: содействие органам внутренних дел и иным правоохранительным органам; участие граждан в поиске лиц, пропавших без вести; внештатное сотрудничество с полицией; участие граждан в деятельности общественных объединений правоохранительной направленности (народных дружин).
За последние два года народные дружины образовались во всех регионах Российской федерации. Однако, по мнению экспертов, наделение народных дружинников дополнительными полномочиями нецелесообразно, а оптимальным вариантом их деятельности является совместная работа с сотрудниками полиции.
Участие граждан в обеспечении пожарной безопасности регламентируется положениями Федерального закона от 06.05.2011 г. № 100-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О добровольной пожарной охране», который предусматривает создание добровольной пожарной охраны в целях профилактики, тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территориях городских и сельских поселений и в организациях.
Важная роль в охране общественного порядка отводится казачеству. В соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», казачьи общества создаются в виде хуторских, станичных, городских, районных (юртовых), окружных и войсковых казачьих обществ, члены которых в установленном порядке принимают на себя обязательства по несению государственной или иной службы.
Эксперты отмечают и проблемные вопросы в деятельности НСБ. Во-первых, отсутствует единая государственная политика обеспечения сохранности собственности, а правовое регулирование НСБ не в полной мере отвечает потребностям современного состояния экономики. Во-вторых, отмечается отсутствие концепции развития НСБ и института телохранителей; неопределенность в Перечне объектов, подлежащих государственной охране; отсутствие права для частных охранных организаций работать за рубежом; отсутствие единой методики расчета стоимости суточного поста охраны для государственных и муниципальных объектов; отсутствие единых базовых требований к организации физической и технической защиты объектов.
Кроме этого, отмечается отсутствие конкуренции между частными охранными организациями и подразделениями вневедомственной охраны Росгвардии и ФГУП «Охрана» при организации охраны объектов на коммерческой основе. Существующая система торгов, проводимых собственниками объектов бюджетного финансирования, делает охранные услуги непрозрачными, способствует коррупционным схемам.
Одной из главных проблем НСБ является недостаточная регламентация права на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия частными охранниками.
Развитие НСБ осуществляется в рамках реализации Концепции общественной безопасности в Российской Федерации и Стратегии национальной безопасности Российской Федерации.
Основной задачей НСБ является интеграция сил и средств в общенациональную систему обеспечения общественной безопасности, движение в направлении строительства общественно-государственного и частно-государственного партнерства.
Созданная Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации стала федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны. В связи с этим создаются благоприятные условия для ревизии охранного законодательства и утверждения Концепции развития негосударственной сферы безопасности Российской Федерации.
Важную роль в укреплении взаимодействия охранных структур с правоохранительными органами играют предпринимательские объединения в сфере охраны. В настоящее время созданы и действуют Координационный совет негосударственной сферы безопасности России (КС НСБ РФ), отраслевой совет по техническим средствам безопасности (ТСБ)и Общероссийский профсоюз НСБ. Ежегодно проводятся Всероссийские совещания НСБ.
В октябре 2016 года создано Общероссийское отраслевое объединение работодателей в сфере охраны и безопасности «Федеральный координационный центр руководителей охранных структур» – ФКЦ РОС.В ближайших планах ФЦК РОС – создание региональных отделений во всех субъектах Российской Федерации иединого реестра ЧОП, который позволит равноправно участвовать в госзакупках.
Необходимо отметить важную роль в координации деятельности НСБ с государственными органами таких организаций как Общественная палата Российской Федерации и Торгово-промышленная палата Российской Федерации. В рамках работы Общественной палаты Российской Федерации проводятся слушания и круглые столы, посвященные месту и роли НСБ в системе обеспечения безопасности. При Торгово-промышленной палате Российской Федерации функционирует Комитет по безопасности предпринимательской деятельности, главной целью которого является выработка идеологии защиты предпринимателей.
В настоящее время НСБ является динамично развивающейся отраслью экономики, непосредственно влияющей на безопасное и позитивное развитие других сфер экономики России.
Участниками совещания было отмечено, что в соответствии с действующим законодательством, охранная деятельность в основном нацелена на обеспечение сохранности имущества юридических и физических лиц, защиту жизни и здоровья охраняемых. Необходимость своевременного совершенствования законодательства в сфере охраны диктуется, прежде всего, тем фактом, что запаздывание с принятием необходимых нормативных правовых актов создаёт серьёзные препятствия для создания цивилизованного рынка охранных услуг. Принятый в 1992 году закон «О негосударственной (частной) охранной деятельности и негосударственной (частной) сыскной деятельности» к настоящему времени в значительной мере устарел, поскольку отражает реалии характерные для того времени, когда охранная деятельность находилась в стадии зарождения, отсутствовала практика, многие актуальные вопросы были не проработаны. Необходима модернизация законодательства, учитывающая потребности современной охранной практики, научные разработки, положительный опыт и законодательство государств-участников СНГ в негосударственной сфере безопасности. При этом необходимо учитывать, что:
– действующий закон о ЧОДД включает в два самостоятельных, различных по своему содержанию, предпринимательских вида деятельности (обеспечение безопасности (частная охранная деятельность) и проведение расследований (детективы);
– необходимо унифицировать законодательство государств-участников СНГ, регулирующих охранную деятельность;
– актуально создание правовой основы для формирования единой государственной политики в сфере охраны;
– текущая обстановка в мире и в стране требует постоянного совершенствования законодательства в сфере охраны;
– требуется законодательство в охранной деятельности наиболее полно и отвечающее потребностям современной практики урегулирования правоотношений, возникающих в процессе осуществления охранной деятельности;
– возникает потребность более чёткого определения участников охранной деятельности, порядка получения ими соответствующего статуса, их прав и обязанностей;
– имеется необходимость совершенствования контроля и надзора за охранной деятельностью.
Заслушав и обсудив информацию докладчиков, Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности в лице председателя Виктора Озерова, поручил участникам совещания до 11 февраля 2017 года направить предложения по совершенствованию нормативной правовой базы взаимодействия органов государственной власти и субъектов гражданского общества, имеющих право участвовать в обеспечении безопасности в различных сферах деятельности (частных охранных организаций, частных детективов, граждан, участвующих в охране общественного порядка в различных формах, в информационной безопасности). В свою очередь Аппарат Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности (Подкомитет по безопасности и правоохранительной деятельности) обобщит полученную информацию для выработки конкретных предложений, направленных на совершенствование нормативной правовой базы взаимодействия органов государственной власти и субъектов гражданского общества.
Источник: http://www.psj.ru/saver_magazins/detail.php?ID=90142