ОБЪЕКТ ОХРАНЫ – АВТОБУСНЫЙ ПАРК
Свыше 500 автобусов каждое утро выходят на маршруты столицы с территории 5-го автопарка ГУП «Мосгортранс» и каждый вечер возвращаются на базу. Перед отправлением каждый автобус тщательно проверяется охраной на КПП. Сотрудник охраны сверяет путевой лист водителя на наличие соответствующих отметок врача, механика и диспетчера, санкционирующих выезд транспорта из парка, а также салон автобуса на предмет отсутствия посторонних предметов и людей. По возвращении, прежде чем пропустить автобус на территорию парка, проводится полная проверка салона на предмет забытых вещей или подозрительных предметов. С помощью специального зеркала осматривает дно автобуса как при въезде, так и при выезде. При необходимости к осмотру автобусов привлекаются кинологи со служебными собаками. В случае обнаружения подозрительных предметов предусматривается целый комплекс специальных мер: транспортное средство перемещается в безопасное место, о случившимся оповещают оперативного дежурного, который вызывает все необходимые в этих случаях службы. При этом остальной автотранспорт продолжает обычное движение через ворота, не нарушая график.
Пост старшего смены на проходной. Здесь турникет, телефон для оперативной связи с руководством, мониторы, на которые выведена информация в виде изображения с камер видеонаблюдения, программой охранно-пожарной сигнализации здания, а также программа для обеспечения пропускного режима сотрудников автопарка. В шкафу – противогазы, металлодетекторы.
Через проходную по утрам идет поток из более чем тысячи работников парка. Требование руководства ГУП «Мосгортранс» к охране – обеспечить надежный пропускной режим. Не допустить на территорию посторонних лиц, пьяных, проследить, чтобы каждый проходил через турникет по своему личному пропуску.
Начальник охраны объекта Геннадий Поволяев рассказывает о специфике обеспечения безопасности крупного автопарка: «Конечно, работа здесь отличается от работы, например, в офисном центре. Значительные материальные ценности – сами автобусы, запчасти, горючее. Есть определенная специфика работы с персоналом автопарка. Это не офисный планктон – работяги. «ДУБРОВНИК» заступил сюда в ноябре прошлого года. Пришлось сразу себя правильно позиционировать – добиваться дисциплины и уважения персонала автопарка к требованиям охраны: никаких привилегий, послаблений и компромиссов, все в одинаково равной степени должны соблюдать контрольно-пропускной режим и другие предъявляемые требования. Строго запрещаем пронос на территорию «горячительного». Переступая порог КПП автобусного парка, попадаешь в зону транспортной безопасности, где все ее элементы строго регламентированы и любые их нарушения чреваты возникновением конфликтных ситуаций или даже правонарушений. Не позволяем ничего выносить с территории без накладной, никакие канистры, детали и прочее. Заворачиваем назад, требуем правильно оформить документы. Понятно, что все торопятся, все делают дело. И водители торопятся выйти на маршрут и хотели бы, может быть, избежать дотошного контроля на КПП. Но руководство парка полностью на нашей стороне, благодарит за работу и ходатайствует о поощрениях. В первые месяцы ряд сотрудников парка, противившихся оправданным требованиям охраны, были наказаны. Правомерны ли действия охраны или нет всегда можно отследить по архиву записей видеокамер и разобраться кто был прав в той или иной ситуации».
Основные угрозы безопасности автопарка:
– попытки проникновения посторонних лиц на территорию автопарка;
– попытки выноса ценностей;
– попытки нарушения дисциплины общественного порядка на территории автопарка (свыше 50% происшествий).
Геннадий Поволяев свой путь начинал в 1982-м году в Калининском УВД столичной милиции, в частной охране ранее работал начальником охраны в офисном центре, в банке: «У нас хорошее взаимопонимание с руководством автопарка. Когда мы заступали на объект, были удовлетворены все наши пожелания по технической укрепленности: восстановлены ограждения, установлены шлагбаумы… Конечно, многие вопросы нужно решать выше: нужно больше камер наблюдения, хорошо бы поставить отдельный пост на бензоколонке».
На территории парка находится 4 поста охраны. Сотрудники охраны работают в утвержденном графике. Старший смены Пичайкин Михаил Николаевич говорит, что самое напряженное время здесь раннее утро и поздний вечер, когда сначала работники парка прибывают на работу, потом выезжают на маршруты автобусы, потом возвращаются назад. Много людей работают и ночью. «С 3 часов ночи до 5 утра, многие водители и техники остаются в парке – обслуживают автобусы… Ночью здесь такой же рабочий ритм, как и днем. Поэтому каких-то тихих часов здесь нет. Охранник все сутки на ногах. Утром, когда автобусы выходят на маршрут от сотрудника охраны требуется одновременно и внимательность, и быстрота при осмотре выезжающих транспортных средств, чтобы не сорвать график работы общественного транспорта. Конечно, при подборе персонала обращаем внимание на хорошую физическую форму».
Удаленные посты
В октябре 2014 г. в автопарке не просто сменилось охранное предприятие на объекте, но и вся концепция обеспечения безопасности в целом. Сейчас Ассоциация «ДУБРОВНИК» обеспечивает охрану не только самого парка, а также конечных остановок и удаленных стоянок. На ночь в этих пунктах остаются автобусы и водители. Там есть помещения для организации быта. Соответственно, есть и материальные ценности – электроприборы, оргтехника, мебель и т.д. Сотрудник охраны следит за сохранностью материальных ценностей, ночью охраняет припаркованные автобусы, в отдельном сейфе хранятся снимаемые на ночь с автобуса дорогие валидаторы. Раньше здесь охраны не было – будки облюбовали местные бродяги и алкоголики. Они спали там вместо водителей, которые предпочитали в итоге ночевать в автобусе. Охране удалось вытеснить «захватчиков» и навести порядок, дать возможность организовать здесь нормальный быт.
Другая проблема таких постов сложнее – на месте, где должны останавливаться на ночь автобусы, вечером паркуются автомобили местных жителей. Знака, запрещающего здесь стоянку нет – на данный момент идет согласование с властями округа. Сотруднику охраны приходится вести дипломатическую работу, вежливо и настойчиво упрашивая автолюбителей не занимать место.
«Раньше работал на других похожих объектах. Хорошая форменная одежда, теплое помещение, бытовые условия, наличие электрических приборов – все это положительно влияет на работу сотрудников и в лучшую сторону отличается отношение со стороны руководства. Важно сразу выстроить уважительные отношения с работниками парка, чтобы они с пониманием относились к нашим требованиям. Мы здесь работаем без оружия – только спецсредства. Но ГБР приезжает в считанные минуты. Да и полиция тоже, когда нужно передать, например, нетрезвого хулиганствующего пассажира, прибывает быстро.»
ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОСТОВ С РАЗЛИЧНЫМИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ КОМПАНИИ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ
Смена прибывает в автопарк к 8 утра. Проводится инструктаж, проверка внешнего вида, осмотр у врача – и начинается обычная ежедневная работа на посту и в патруле (обширная территория парка имеет много закоулков и труднопросматриваемых углов). Особе внимание уделяется целостности ограждений, люкам, дверям и окнам зданий. Регулярно происходят проверки со стороны ответственных лиц и специальных структур контроля Ассоциации «ДУБРОВНИК», службы безопасности ГУП «Мосгортранс», правоохранительных органов. На каждом объекте заключен договор с территориальным ОВД о взаимодействии, а также организован постоянный обмен информацией.
На автостанциях по ориентировкам задерживаются лица, находящиеся в розыске. К примеру, в сентябре был передан полиции находившийся в розыске гражданин, прибывший автобусом из Донецка. Сотрудники охраны подключаются к различным операциям правоохранительных органов – так в рамках операции «Анаконда» в середине сентября этого года было организован тщательный досмотр с использованием металлодетекторов личных вещей пассажиров, отправляющихся рейсом «Москва – Дербент».
Сотрудники «ДУБРОВНИК» помнят, что, находясь на автостанции и общаясь с пассажирами, они при этом являются и лицом ГУП «Мосгортранс», а для приезжих и лицом Москвы. Требуется вежливость и доброжелательность, внимание к людям, готовность помочь в сочетание с требовательностью и соблюдением установленных норм безопасности.
Однажды при осмотре автобуса на конечной остановке на ул. Старостина были обнаружены утерянные пассажиром документы. Сотруднику «ДУБРОВНИК» удалось установить его личность, связаться с ним и передать документы. Пассажир, Юрий Еремин, выразил благодарность охраннику и компании за профессиональную работу. Однако, порой, водителям автобусов нужна защита от неуравновешенных пассажиров. Так в октябре на перроне посадки гражданин, ехавший в автобусе, оскорблял водителя и даже ударил его бутылкой. Сотрудники охраны своевременно отреагировали на сигнал тревоги, пресекли правонарушение, передали нарушителя полиции, оказав помощь в организации дачи свидетельских показаний пассажирами автобуса.
Группы быстрого реагирования – помощник и контролер
Группа быстрого реагирования – отдельное структурное подразделение. Экипажи ГБР подчинены строго определенным должностным лицам Ассоциации «ДУБРОВНИК» и ориентированы на поддержку постов физической охраны в чрезвычайных ситуациях. Несколько экипажей сформированы специально для обеспечения объектов ГУП «Мосгортранс». Это мобильный резерв, который приходит на помощь в сложных ситуациях. В районе автопарка постоянно курсируют несколько экипажей, готовые в течение нескольких минут прибыть в парк, на конечную остановку или к месту происшествия на маршруте автобуса.
На ГБР возложены и функции контроля постов. В период, когда нет вызова по тревоге, группы внезапно приезжают на различные объекты и беспристрастно проверяют несение службы, в том числе в ночное время, в выходные и праздничные дни. Благодаря общим усилиям, количество нарушений, которые находят на объекте ГБР, сокращается от месяца к месяцу.
Также в автопарк ГБР заезжают на обед – неплохая столовая, и сотрудники могут здесь подкрепиться комплексным обедом – вкусно и недорого. Игорь Мордвинцев, сотрудник охраны ГБР рассказывает, какого плана происшествия чаще всего приходится «разруливать» на объектах автопарка: «Пьяные пассажиры, которые буянят в автобусе или просто спят в салоне, не могут самостоятельно выйти на конечной остановке. Водитель вызывает нас через оперативного дежурного. Мы выводим. Бывает, что нужно вызывать скорую и полицию. Также часто приходится разбираться с пьяными компаниями возле конечных остановок. Чуть реже – разбирательства с пассажирами, не желающими оплачивать проезд, пресечение попыток вандалов испортить или изрисовать автобус».
Состав экипажа ГБР состоит из старшего смены, сотрудников охраны и водителя-охранника.
Игорь Мордвинцев проходил службу в мотострелковом полке легендарной Таманской дивизии. Он принимал участие в антитеррористической операции на территории Чеченской Республики. В его памяти навсегда останутся воспоминания о вооруженном столкновении с боевиками в Аргунском ущелье перед самым окончанием его срока. «Напряжение было такое, что автомат выпадал из рук, пальцы становились непослушными при заряде автомата, трое суток непрерывного боя казались вечностью, но самое страшное – это стоны раненных. Также именно в этот период я реально понял, что значит плечо друга» – говорит он.
Армейская закалка не раз помогала ему в правильном выборе решения при внезапно возникающих нестандартных ситуациях, за это его уважают и ценят в Ассоциации «ДУБРОВНИК».
Объекты ГУП «Мосгортранс» являются социально значимыми, ежедневно общественным транспортом пользуются сотни тысяч людей. На сотрудниках охраны лежит большая ответственность по обеспечению безопасности как самих граждан, так и автопарков и автобусов, поэтому Ассоциация «ДУБРОВНИК» использует комплексный подход для обеспечения защищенности данных объект.
Справка об организации:
Ассоциация предприятий комплексной безопасности
«ДУБРОВНИК» (АПКБ «ДУБРОВНИК») является действительным членом Ассоциации «Транспортная безопасность».
– дата создания 1993 г.;
– холдинг, включающий охранные предприятия России, юридические фирмы, компании, оказывающие услуги установки и обслуживания систем технической безопасности, а также специализированную транспортную организацию по перевозке ценностей;
– предоставляет весь спектр охранных услуг;
– наличие всех необходимых лицензий (в т.ч. ФСБ);
– застрахованная ответственность на сумму 5 00 000 $;
– наличие собственного автопарка (в т.ч. бронеавтомобилей);
– внушительный пул клиентов, среди которых: «Банк ВТБ», «Банк Москвы», «РНКБ», «Федеральный банк инноваций и развития», «Рубан», «Банк Югра», «Леруа Мерлен», «Вимм-Билль-Данн», аэропорт «Шереметьево», ГУП «Мосгортранс», «СRIMEASOLAR», бизнес-центры класса «А» и многие другие;
– имеет официальные представительства в московском и крымском регионах;
– одно из лучших охранных предприятий России (по версии «Менеджмент безопасности»);
– является членом таких организаций как: «КС по взаимодействию с охранно-сыскными структурами при ГУ МВД России», «КС по взаимодействию с частными охранными организациями и частными детективами при ГУ МВД России по г. Москве, НП «Координационный центр руководителей охранно-сыскных структур», «Московской торгово-промышленной палаты», Ассоциации «Транспортная безопасность» и «Ассоциации российских банков», «Союза организаций, осуществляющих охрану социальных объектов столицы» и др.;
– на территории полуострова создан Центр спецподготовки «Дубровник», который также является первым специализированным учебным заведением, занимающимся подготовкой частных охранников и руководителей частных охранных организаций. Центр имеет уникальный преподавательский состав, современные учебные аудитории и сертифицированный тир для огневой подготовки.
Автор: | Начальник управления физической охраны Ассоциации «ДУБРОВНИК» Баделин Сергей Аркадьевич |