Распоряжение от 12 октября 2015 года №2027-р. Законопроект направлен на обеспечение безопасности перевозок пассажиров и грузов, эксплуатационной безопасности транспортных средств, повышение профессиональной компетентности и пригодности работников, деятельность которых непосредственно связана с обеспечением безопасности дорожного движения при перевозке пассажиров и грузов. Документ.
Проект федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления административной ответственности за нарушение Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» (далее соответственно – законопроект, Кодекс) внесён Минтрансом России в соответствии с Планом мероприятий, направленных на снижение смертности населения от дорожно-транспортных происшествий, и решениями Правительственной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения.
В настоящее время наблюдается тенденция увеличения дорожно-транспортных происшествий с участием транспортных средств юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. При этом ряд резонансных происшествий с особо тяжкими последствиями связан с автобусными перевозками, ранением и гибелью в них пассажиров, в том числе детей.
Основная причина происшествий – человеческий фактор: нарушение правил дорожного движения, недостаточная квалификация водителей и должностных лиц, выпуск на линию неисправного подвижного состава, нарушение элементарных норм безопасности самими пассажирами.
Имеет место резкое увеличение числа хозяйствующих субъектов автотранспортного комплекса, рост числа автотранспортных средств и износ транспортной инфраструктуры. Рынок автотранспортных услуг крайне раздроблен на мелкие субъекты. Большая часть перевозчиков не имеет необходимой для обеспечения безопасности перевозочного процесса производственной базы и квалифицированных специалистов. В большинстве случаев для перевозок пассажиров используются подержанные автобусы, находящиеся в эксплуатации более семи лет. Существующая процедура конкурсного отбора на маршрутную сеть позволяет мелким перевозчикам с устаревшим автопарком на законных основаниях предоставлять автотранспортные услуги населению.
В 60% случаев грузовой транспорт находится в сером сегменте рынка и, как следствие, не соблюдает установленных норм обеспечения безопасности перевозок.
Всё это ведёт к снижению уровня безопасности на автомобильном транспорте. Соответственно, необходимо усиление норм обеспечения безопасности перевозок.
Пунктом 1 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ«О безопасности дорожного движения» были установлены основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, занимающимся деятельностью, связанной с эксплуатацией транспортных средств. В целях реализации этой нормы Минтрансом были утверждены Правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее – Правила).
Правила позволяют обеспечить профессиональную надёжность водителей транспортных средств, безопасность транспортных средств, безопасные условия перевозок пассажиров при организации перевозочного процесса, контроль за соответствием дорожных условий требованиям безопасности при осуществлении перевозок.
В целях обеспечения профессиональной надёжности водителей должны предъявляться требования, в частности по состоянию здоровья, соблюдению режимов труда и отдыха.
При этом действующим законодательством не предусмотрена ответственность за несоблюдение этих Правил.
Законопроектом предлагается дополнить статью 12.311 Кодекса положениями, предусматривающими дифференцированную административную ответственность за нарушение требований Правил, включая несоблюдение требований по обеспечению безопасности перевозок пассажиров и грузов в особых условиях (перевозки по зимникам, в условиях бездорожья, перевозки по маршрутам, проходящим в горной местности и по трудным участкам пересечённой местности) и допуск водителей к работе, связанной с управлением транспортными средствами, без прохождения ими инструктажей.
Также вводится административная ответственность за нарушение лицензионных требований предпринимательской деятельности в области автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта.
Таким образом, законопроект направлен на обеспечение безопасности перевозок пассажиров и грузов, эксплуатационной безопасности транспортных средств, а также повышение профессиональной компетентности и пригодности работников, деятельность которых связана с обеспечением безопасности дорожного движения при перевозке пассажиров и грузов.
Законопроект рассмотрен и одобрен на заседании Правительства Российской Федерации 1 октября 2015 года.