Основные результаты работы Министерства транспорта Российской Федерации в 2014 году

В 2014 году введено 100,7 км дополнительных главных путей и новых железнодорожных линий, в том числе по проектам:

– комплексная реконструкция участка Междуреченск – Тайшет для обеспечения перевозки железнодорожным транспортом грузов пользователей услуг компании и освоение перспективного грузопотока, в первую очередь с линии Кызыл – Курагино (Элегестского каменноугольного месторождения) в объёме 12 млн тонн в год, в направлении портов Дальнего Востока. В 2014 году введено в эксплуатацию 3,3 км новых железнодорожных линий;

– реконструкция участка М.Горький – Котельниково – Тихорецкая – Крымская с обходом Краснодарского узла. Цель инвестиционного проекта – реконструкция железнодорожной инфраструктуры для обеспечения доставки грузов в порты Азово-Черноморского транспортного узла, а также оптимизации работы Краснодарского узла. В 2014 году введён в эксплуатацию второй главный путь на перегоне Гнилоаксайская – Жутово – 20,56 км;

– комплексная реконструкция линий Таманского полуострова. Цель проекта – освоение перспективных объёмов перевозок грузов железнодорожным транспортом в порты и из портов Таманского полуострова. Введены участки пути общей протяжённостью более 13,1 км;

– развитие участка Тобольск – Сургут. Цель проекта – повышение транспортной доступности региона, устранение инфраструктурных ограничений, ввод в эксплуатацию новых путей, увеличение пропускной способности участка, повышение качества и безопасности перевозок. В 2014 году введены в эксплуатацию вторые главные пути протяжённостью 29,8 км;

– модернизация железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей с развитием пропускных и провозных способностей. В 2014 году введены в эксплуатацию вторые главные пути протяжённостью 18,7 км;

– развитие Московского транспортного узла. В 2014 году введены в эксплуатацию вторые главные пути протяжённостью 15,2 км.

В 2014 году закончена реконструкция и введены в эксплуатацию следующие объекты:

– Манский тоннель на участке Абакан – Тайшет Красноярской железной дороги;

– Кипарисовский тоннель на 9236-м км участка Уссурийск – Владивосток Дальневосточной железной дороги.

Начато строительство трансграничного железнодорожного мостового перехода через реку Амур между российским населённым пунктом Нижнеленинское и китайским – Тунцзян. Общая длина перехода, создаваемого на принципах государственно-частного партнёрства, составит более 2 км. Пропускная способность на первом этапе составит около 5 млн (5,2) тонн грузов, на втором достигнет 20 млн тонн.

Открыт новый перегрузочный терминал в северокорейском порту Раджин и дан старт перевозке грузов через железнодорожный пограничный переход Хасан – Туманган между Российской Федерацией и КНДР. Терминал представляет собой современный высокотехнологичный многофункциональный комплекс, который способен обеспечить пропуск до 5 млн тонн грузов в год и обработку судов водоизмещением до 50 тыс. тонн. Строительство терминала фактически завершило реализацию комплексного проекта Хасан – Раджин, в рамках которого была также проведена реконструкция железнодорожного участка от российской станции Хасан до корейского порта Раджин, включая капитальный ремонт трёх тоннелей.

В 2014 году обеспечено обновление подвижного состава в следующем объёме: парк локомотивов – 1377 единиц, парк грузовых вагонов – 54,4 тыс. единиц, парк пассажирских вагонов – 334 единиц и парк моторвагонного подвижного состава – 208 единиц.

В 2014 году услугами высокоскоростных поездов «Сапсан», воспользовалось около 3,23 млн пассажиров. В том числе поездами «Сапсан», курсирующими в сообщении Москва – Санкт-Петербург – Москва, перевезено почти 2,56 млн пассажиров и почти 0,66 млн пассажиров в сообщении Москва – Нижний Новгород – Москва.

Морской и внутренний водный транспорт

В 2014 году введены в эксплуатацию портовые мощности в размере 22,5 млн тонн, в том числе в портах Усть-Луга – 6,5 млн тонн, Высоцк – 4,5 млн тонн, Новороссийск – 5 млн тонн, Мурманск – 2 млн тонн, Калининград – 3,5 млн тонн, Тамань – 0,5 млн тонн, Темрюк – 0,5 млн тонн.

Объём перевалки грузов в морских портах России в 2014 году вырос по сравнению с 2013 годом на 5,0% и составил 619 млн тонн (с учётом портов Крымского федерального округа – 623,6 млн тонн).

В 2014 году продолжались работы по реализации одного из самых крупных инвестиционных проектов – строительству объектов морского порта в районе пос. Сабетта на полуострове Ямал, включая создание судоходного подходного канала в Обской губе. Ведётся строительство многофункционального комплекса «Бронка» в порту Санкт-Петербурга.

В состав аварийно-спасательного флота Морспасслужбы Росморречфлота принято многофункциональное аварийно-спасательное судно «Балтика» мощностью 7 МВт модификации асимметричный ледокол.

Спущено на воду четвёртое, заключительное в серии, аварийно-спасательное судно «Спасатель Демидов» мощностью 4 МВт.

В 2014 году приняты после завершения капитального ремонта пять объектов гидротехнических сооружений ФГУП «Канал имени Москвы». Также завершён капитальный ремонт пяти объектов гидротехнических сооружений Администрации бассейнов внутренних водных путей.

В 2014 году был осуществлён ввод объектов:

– после реконструкции:

затворов наполнения-опорожнения Чайковского шлюза;

комплекса пришлюзовых и межшлюзовых причальных сооружений Вытегорского района гидросооружений и судоходства государственного бассейнового управления «Волго- Балт»;

одного пускового комплекса реконструкции автономного энергоснабжения шлюзов Северного склона «Волго-Балта»;

Топорнинского и Кишемского заградворот Северо-Двинской шлюзованной системы;

– нового строительства:

первоочередных объектов (автодорог и причала с подходами акваторий) по строительству второй нитки Нижне-Свирского гидроузла;

14 единиц обслуживающего флота;

– модернизации:

штангового земснаряда «Енисейский-110», пр. 721А (1 единица, модернизация);

теплохода «Московский-10», пр. 81080 (1 единица, переоборудование).

Воздушный транспорт

Введён в эксплуатацию новый аэропорт на о. Итуруп, рассчитанный на приём современных отечественных и иностранных воздушных судов. Аэропорт оснащён современным светосигнальным и аэронавигационным оборудованием и обеспечивает регулярное воздушное сообщение Итурупа с о. Сахалин, Хабаровским краем, есть возможность организации международного воздушного сообщения.

В эксплуатацию введён арктический аэропорт Сабетта на Ямале. Аэродром может принимать самолёты практически всех типов, включая тяжёлый транспортник Ил-76, и удовлетворяет всем требованиям, которые применяются к аэропортам международного класса.

В 2014 году завершена реконструкция взлётно-посадочной полосы в аэропорту Николаевск-на-Амуре, введены в эксплуатацию после реконструкции взлётно-посадочные полосы в аэропортах Липецка, Махачкалы и Владикавказа.

Началось строительство международного терминала в аэропорту «Гумрак» (Волгоград).

В 2014 году закончено строительство здания для размещения авиационного поисково-спасательного центра с координационным центром поиска и спасания в аэропорту «Курумоч» (Самара).

Завершены работы по проектированию строительства нового аэропорта «Южный» в Ростове-на-Дону.

Дорожное хозяйство

В 2014 году построено и реконструировано 716,9 км автомобильных дорог федерального значения, 1548 км автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения, в том числе 670,4 км за счёт субсидий из федерального бюджета.

В составе введённых в эксплуатацию федеральных автомобильных дорог такие крупные и сложные объекты, как объекты ХХII Олимпийских зимних игр 2014 года в Сочи, ряд участков федеральных автомобильных дорог на территории Московского транспортного узла, в том числе вторая очередь строительства обхода Дмитрова на Московском большом кольце, участок автомобильной дороги М5 «Урал» от Московского малого (кольца?) до с. Ульянино, участки реконструкции автодороги М9 «Балтия».

На территории Санкт-Петербургского транспортного узла введены в эксплуатацию подъезд к морскому торговому порту Усть-Луга и транспортная развязка на подъезде к строящемуся морскому порту «Бронка» от кольцевой автомобильной дороги вокруг Санкт-Петербурга.

На территории Северо-Кавказского федерального округа построены и реконструированы противолавинная галерея на автомобильной дороге Алагир – Нижний Зарамаг до границы с Южной Осетией длиной 305,3 пог. м, участки автомобильных дорог М29 «Кавказ» на территории Республики Дагестан и Ставропольского края, а также А155 Черкесск – Домбай до границы с Республикой Грузия с мостом-эстакадой через р. Кубань длиной 145,9 пог. м на территории Карачаево-Черкесской Республики.

На территории Дальневосточного федерального округа введены в эксплуатацию участки федеральных автомобильных дорог «Лена», «Колыма», «Уссури», «Амур», «Вилюй» общей протяжённостью 208,8 км с 1622,8 пог. м искусственных сооружений на них.

В 2014 году было построено и реконструировано 135,2 км скоростных автомобильных дорог, включая участки автомобильных дорог М1 «Беларусь» от Москвы до границы с Республикой Беларусь (на Минск, Брест), М4 «Дон», Москва – Санкт-Петербург, Бусиновской транспортной развязки.

На основе государственно-частного партнёрства государственной компанией «Автодор» было построено 115,09 км скоростных автомобильных дорог, в том числе:

участок км 15-й – км 58-й скоростной автомобильной дороги Москва – Санкт-Петербург, Московская область (концессионное соглашение) – 43,11 км (финансирование из средств инвестиционного фонда);

участок км 258-й – км 334-й скоростной автомобильной дороги Москва – Санкт-Петербург 5-й этап (обход Вышнего Волочка), Тверская область, первая очередь строительства (долгосрочное инвестиционное соглашение) – 71,98 км.

Среди введённых на региональных и местных автомобильных дорогах – Бугринский мост через реку Обь в Новосибирске длиной 5,48 км, обход города Советска в Калининградской области протяжённостью 11,5 км, участки автомобильных дорог на территории Московского транспортного узла, объекты строительства и реконструкции городских дорог в рамках подготовки к проведению празднований 1150-летия основания Смоленска, 450-летия основания Орла, 350-летия основания Пензы, 300-летия основания Омска.

В 2014 году завершён переход на 100% финансирование ремонта и содержания автомобильных дорог федерального значения по нормативам затрат.

Протяжённость автомобильных дорог общего пользования федерального значения, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям, доведена до 27548 км (запланировано – 27032 км), в том числе скоростных автодорог, переданных в доверительное управление ГК «Автодор», – 1810 км (запланировано 1782 км).

В целях внедрения в дорожном хозяйстве механизмов государственно-частного партнёрства и привлечения к финансированию дорожной деятельности внебюджетных средств в 2014 году осуществлялась реализация проекта создания системы платы в счёт возмещения вреда, причиняемого федеральным автомобильным дорогам транспортными средствами, имеющими разрешённую массу более 12 тонн. Проект реализовывался на основе концессионного соглашения, заключённого между Росавтодором и ООО «РТ-Инвест Транспортные системы» в соответствии с распоряжением Правительства от 29 августа 2014 года №1662-р.

С софинансированием из федерального бюджета в 2014 году построены и реконструированы подъезды с твёрдым покрытием к 142 сельским населённым пунктам.

В части мероприятий по повышению безопасности дорожного движения и обеспечению устойчивости функционирования автомобильных дорог в 2014 году на федеральных автомобильных дорогах построено 16 пешеходных переходов на разных уровнях, 205,6 км барьерных ограждений, 1096 м шумозащитных экранов.

Развитие региональных и местных авиаперевозок

В 2014 году воздушным транспортом перевезено 93,2 млн человек (110,2% к аналогичному периоду 2013 года).

Объём внутренних перевозок в 2014 году, за исключением маршрутов, пунктом назначения/отправления которых является Москва, увеличился на 22% по отношению к 2013 году и составил более 10 млн пассажиров.

В значительной степени это связано с программами государственной поддержки.

Программы развития региональной авиации включают меры государственной поддержки региональных перевозок (субсидирование воздушных перевозок, обновление и расширение парка воздушных судов), а также мероприятия, предусмотренные «дорожной картой» развития региональных авиаперевозок, утверждённой поручением Правительства от 29 ноября 2012 года.

В 2014 году реализованы пять программ государственной поддержки региональных авиаперевозок:

– программа субсидирования региональных воздушных перевозок на территории Российской Федерации и формирования региональной маршрутной сети Российской Федерации;

– программа развития региональных перевозок в Приволжском федеральном округе;

– программа субсидирования перевозок в целях обеспечения доступности воздушных перевозок пассажиров с Дальнего Востока в европейскую часть страны и в обратном направлении;

– программа субсидирования перевозок в целях обеспечения доступности воздушных перевозок пассажиров из Калининграда в европейскую часть страны и в обратном направлении;

– программа субсидирования перевозок в целях обеспечения доступности воздушных перевозок пассажиров в Симферополь и в обратном направлении.

Достигнутые темпы роста авиаперевозок свидетельствуют о востребованности мер государственной поддержки.

Государственная поддержка перевозок пассажиров на социально значимых маршрутах на железнодорожном транспорте

В 2014 году в целях выполнения задачи по обеспечению потребности в перевозках пассажиров на социально значимых маршрутах осуществлялась:

– компенсация потерь в доходах, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, оказываемые при осуществлении перевозок пассажиров в пригородном сообщении;

– компенсация потерь в доходах, возникающих в результате установления льгот по тарифам на перевозку обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений старше 10 лет железнодорожным транспортом общего пользования в общих и плацкартных вагонах в поездах дальнего следования;

– компенсация потерь в доходах, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров в поездах дальнего следования в плацкартных и общих вагонах;

– компенсация от выравнивания тарифов при перевозке пассажиров в сообщении из (в) Калининградской области в (из) другие регионы Федерации. Количество перевезённых пассажиров из Калининградской области в другие регионы Федерации и обратно, с учётом мер государственной поддержки, составило в 2014 году 428,1 тыс. человек.

Обновление парка транспортной техники с использованием механизма некоммерческого лизинга

В январе – декабре 2014 года с использованием механизма лизинга было поставлено техники на общую сумму 19,8 млрд рублей, заключены договоры на поставку 471 единицы дорожной и автотранспортной техники и оборудования, передано в лизинг 2490 единиц грузовых вагонов, 6 самолётов и 3 вертолёта для осуществления региональных и местных воздушных перевозок, в том числе по программам некоммерческого лизинга – 339 единиц.

В 2014 году продолжилось развитие лизинга водного транспорта – заключены сделки на поставку в лизинг трёх нефтеналивных танкеров.

В 2014 году Министерством транспорта совместно с ОАО «Государственная транспортная лизинговая компания» разработана программа некоммерческого лизинга городского пассажирского транспорта, работающего на газомоторном топливе, а также наземного электрического транспорта на территории Крымского федерального округа. Мероприятия по финансированию программы в размере до 5,7 млрд рублей включены в ФЦП «Социально-экономическое развитие Республики Крым и Севастополя до 2020 года».

Транспортное сообщение с Крымом

Паромная переправа через Керченский пролив

Пропускная способность паромной переправы в 2014 году в одном направлении составляла 13,7 тыс. пассажиров и 2,7 тыс. легковых транспортных средств в сутки.

В 2014 году пассажиропоток через паромную переправу составил 2,8 млн человек, поток автотранспорта – 644 тыс. единиц, что превышает уровень 2013 года соответственно в 3,5 и 5,2 раза.

В целях организации транспортного сообщения с Крымским федеральным округом в 2014 году была разработана мультимодальная система доставки пассажиров в основные города-курорты Крымского федерального округа (Керчь, Симферополь, Севастополь, Ялта, Феодосия, Судак, Евпатория) с внедрением единого билета.

В период с мая по декабрь 2014 года включительно в прямом смешанном сообщении по системе «поезд – автобус – паром – автобус» и системе «поезд – паром – поезд» перевезено около 400 тыс. человек.

Авиаперевозки

С момента вступления Республики Крым и Севастополя в состав Российской Федерации в Симферополь и обратном направлении было выполнено более 20 тыс. рейсов, перевезено около 2,7 млн пассажиров.

Если до 2014 года регулярные полёты в Крым выполняли 11 российских авиакомпаний из восьми пунктов Федерации, то уже в 2014 году регулярные полёты в Крым выполняла 21 авиакомпания из 33 городов Российской Федерации, в том числе из 30 городов перевозки выполнялись по льготным тарифам в рамках трёх программ субсидирования.

1 октября 2014 года аэропорт Симферополя обслужил двухмиллионного пассажира, став, таким образом, тринадцатым аэропортом страны, обслуживающим более 2 млн пассажиров в год (в 2013 году пассажиропоток Симферополя составил всего 1,2 млн пассажиров).

В летний период 2014 года осуществлялись авиаперевозки организованных групп детей на отдых и оздоровление в Крымский федеральный округ из 30 регионов Федерации. Общее количество детей, перевезённых воздушным транспортом к местам отдыха, расположенным в Крымском федеральном округе, превысило 13 тыс. человек.

Транспортный переход через Керченский пролив

В августе 2014 года начаты строительные работы по созданию транспортного перехода, который станет одним из крупнейших транспортных объектов страны. В его состав войдут 19-километровый мост, насыпная дамба, а также протяжённые подходы на берегах Керченского пролива. По совмещённому мосту пройдёт четырёхполосная автомобильная дорога первой категории и двухпутная электрифицированная железнодорожная магистраль.

Ликвидация последствий крупномасштабного наводнения в Дальневосточном федеральном округе

Общая протяжённость автомобильных дорог, подвергшихся подтоплению, составила 2638,6 км, из них было повреждено и частично разрушено паводком 1506,7 км, разрушено и повреждено 775 искусственных дорожных сооружений, в том числе: мостов – 257, водопропускных труб – 518.

За январь – декабрь 2014 года восстановлено 1485 км автомобильных дорог (98,7%) до состояния, при котором обеспечивается бесперебойный и безопасный проезд автомобильного транспорта. Восстановлено 735 искусственных дорожных сооружений (95%), в том числе 217 мостов (84%) и 518 водопропускных труб (100%).

Работы выполняются в соответствии с календарными графиками.

Принятые в 2014 году федеральные законы и программные документы в области транспорта

Правительством утверждена новая редакция Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года. Новая редакция Транспортной стратегии направлена на формирование единого транспортного пространства России на базе сбалансированного опережающего развития эффективной транспортной инфраструктуры, обеспечение доступности и качества транспортных услуг для населения в соответствии с социальными стандартами, обеспечение доступности и качества транспортно-логистических услуг в области грузовых перевозок, интеграцию в мировое транспортное пространство, реализацию транзитного потенциала страны, повышение уровня безопасности транспортной системы.

Правительством утверждён План мероприятий по развитию конкуренции на железнодорожном транспорте. Документом утверждается комплекс мер по развитию конкуренции на железнодорожном транспорте, в том числе: совершенствование технологической модели управления грузовыми вагонами, развитие конкуренции в перевозочной деятельности, в сфере пассажирских перевозок, модернизация железнодорожной инфраструктуры общего пользования, формирование правовых основ для обеспечения безопасности функционирования железнодорожного транспорта.

Правительством утверждена Концепция развития пригородных пассажирских перевозок железнодорожным транспортом. Ожидаемыми результатами от реализации концепции являются рост пассажирооборота более чем в 1,5 раза, увеличение доли новых вагонов в рабочем парке, обеспечение устойчивой безубыточной деятельности перевозчиков и привлечение частных инвестиций в отрасль, а также снижение потребности в субсидировании отрасли.

Правительством утверждены нормативы финансирования затрат на содержание внутренних водных путей и судоходных гидротехнических сооружений и предусмотрен поэтапный переход к 2018 году на финансирование по этим нормативам. Ожидаемым результатом финансирования содержания внутренних водных путей и судоходных гидротехнических сооружений по нормативам станет улучшение их качественных характеристик.

Правительством утверждена программа некоммерческого лизинга городского пассажирского транспорта на территории Крымского федерального округа, что позволит транспортным организациям обновить подвижной состав и повысить эффективность и качество транспортного обслуживания населения. Также будет обеспечена занятость 7632 работников транспортного машиностроения и создано не менее 2 тыс. новых рабочих мест в транспортных организациях.

Минтрансом России утверждён план мероприятий по реализации Концепции развития объектов дорожного сервиса. План предусматривает создание единого реестра объектов дорожного сервиса на федеральных трассах; организацию работы по созданию приложения для мобильных устройств с перечнем объектов дорожного сервиса на федеральных трассах, возможностью оценки и рейтингования объектов пользователями; разработку предложений по внесению изменений в законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, в том числе в отношении земельно-имущественных вопросов во взаимоотношениях владельцев объектов дорожного сервиса и владельцев автомобильных дорог общего пользования федерального значения; разработку стандартов размещения объектов дорожного сервиса и реализацию пилотных проектов по созданию современных объектов дорожного сервиса на федеральных трассах.

В 2014 году принято 10 федеральных законов, разработанных Минтрансом России, в том числе:

Федеральный закон от 2 апреля 2014 года №65-ФЗ«О внесении изменений в статьи 48 и 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации».

Федеральный закон направлен на совершенствование законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности в части, касающейся архитектурно-строительного проектирования и выдачи разрешения на строительство. В целях сокращения сроков строительства объектов транспортной инфраструктуры федерального значения (мостов, тоннелей, морских терминалов, портов, аэродромов, аэропортов и др.)

Федеральный закон от 20 апреля 2014 года №79-ФЗ«О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации».

Федеральным законом предусматривается возможность заключения договора воздушной перевозки пассажира как на условии возврата провозной платы при его расторжении, так и на условии невозврата провозной платы при его расторжении (так называемый невозвратный тариф).

Федеральный закон от 23 апреля 2014 года №168-ФЗ «О внесении изменения в статью 6 Федерального закона “О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации”».

Федеральным законом переносится с 1 ноября 2014 года на 15 ноября 2015 года срок вступления в силу положений Федерального закона от 6 апреля 2011 года №68-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», устанавливающих плату в счёт возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам транспортными средствами массой свыше 12 тонн.

Федеральный закон от 21 июля 2014года №253-Ф3«О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации».

Федеральный закон направлен на реализацию международных стандартов в области проектирования и эксплуатации аэродромов и вертодромов, предусмотренных Приложением 14 к Конвенции о международной гражданской авиации.

Федеральный закон от 31 декабря 2014 года №503-ФЗ«О внесении изменений в Федеральный закон “Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации” и статью 2 Федерального закона “О железнодорожном транспорте в Российской Федерации”».

Федеральный закон предусматривает недопущение непроизводительного простоя порожних вагонов, незадействованных в перевозочном процессе, на железнодорожных путях общего и необщего пользования, повышение эффективности работы железнодорожного транспорта.

Материал представлен Минтрансом в Правительство в марте 2015 года.

Возможно вам понравится …