ФСБ России сформировала список надежных компаний, рекомендованных Минтрансу России для работы в сфере транспортной безопасности (ТБ) и назвала примерную дату введения обязательной сертификации средств ТБ
5 марта 2014 года на базе Московской государственной академии водного транспорта состоялась неформальная встреча представителей ФСБ России (во главе с Абрамовым Ю.В.), ГосНИИГА (Тихонов В.Ф.), Минтранса России и Ассоциации «Транспортная безопасность». Во встрече принял участие представитель журнала «Транспортная безопасность и технологии».
На повестке вопрос – как повысить уровень транспортной (авиационной) безопасности и защитить транспортный комплекс от некачественных систем, приборов и недобросовестных поставщиков.
Дело в том, что в 2010 году ранее созданная в соответствии с воздушным законодательством и существовавшая обязательная сертификация средств авиационной безопасности была отменена. Это во многом обусловило появление фактов поставки некачественного и неэффективного досмотрового оборудования, систем ограждения и охраны периметра аэропортов. А это, в свою очередь ставит под сомнение саму правомерность осуществления перевозочной деятельности и осуществление полетов.
В последние годы зафиксирован ряд фактов поставки некачественных средств обеспечения транспортной безопасности. Одним из ярких примеров является поставка 47 рентгено-телевизионных интроскопов (РТИ) для девяти железнодорожных вокзалов г. Москвы.
Все поставленные РТИ конвейерного типа «Rossi-100 80» не соответствуют заявленным техническим характеристикам (глубина проникновения, разрешающая способность по медной прооволочке, радиационная защита и др.). Это было подтверждено ФГУП ГосНИИГА в рамках арбитражного судопроизводства.
Серьезные претензии вызвала система охранной сигнализации, установленная в аэропорту «Домодедово», а также в «Аэропорту Кольцово», в Международном аэропорту «Казань» и др.
В аэропортах, начиная с 2008 года в качестве технических средств досмотра используются радиоволновые сканеры Safe Scout (Pro Vision) производства американской компании L-3 Communications, предназначенные для досмотра пассажиров и выявления предметов, спрятанных под одеждой и на теле человека. Однако опыт эксплуатации данных средств досмотра показал, что влажная одежда экранирует и позволяет пронос предметов и веществ, запрещенных к перевозке на воздушных судах гражданской авиации. Это было выявлено в ходе инспекционных проверок.
В ходе дискуссии были названы и другие проблемы в сфере технических средств обеспечения ТБ, о которых уже сообщалось на страницах журнала «Транспортная безопасность и технологии» и указывалось в переписке редакции.
В связи с отменой ранее существовавшей обязательной сертификации в сфере авиационной безопасности, ФСБ России ввело практику подтверждения соответствии оборудования, предполагаемого к закупке и установке в аэропортах. Получили распространение так называемые Заключения. Предварительно со стороны ФСБ России были разработаны технические требования к такому оборудованию.
Кроме того, в ходе различных проверок и испытаний оборудования ФСБ России был сформирован перечень компаний, заслуживающих доверие, оборудование которых рекомендовано Минтрансу России к применению на объектах транспортного комплекса (хотя некоторым участникам заседания это показалось недостаточно правомерным). Со слов участников совещания от ФСБ России этот перечень постоянно будет корректироваться.
Здесь уместно вспомнить о предложении ГУП «Санкт-Петербургский метрополитен» в части ограничения доступа недобросовестным компаниям для участия в конкурсных торгах на закупку приборов и оборудования ТБ.
Параллельно, независимо друг от друга, ГосНИИГА Минтранса России была введена практика проведения добровольной сертификации в рамках действующего законодательства. Этому способствовало наличие соответствующей технической базы, испытательного оборудования, наличие квалифицированного персонала. Были разработаны и утверждены соответствующие стандарты.
По мнению собравшихся сложившаяся ситуация во многом объясняется затянувшимся на 5 лет процессом внедрения обязательной сертификации технических средств обеспечения ТБ. Этим и обусловлено стремление госструктур оградить транспортный комплекс от некачественного оборудования и недобросовестных поставщиков.
Кстати, согласно п.8 статьи 12.2 ФЗ -16 «О транспортной безопасности» указанные выше системы подлежат обязательной сертификации. В соответствии с Распоряжением Правительства РФ №1285-Р от 30 июля 2010 года (приложение №8) на ФСБ России было возложено создание и оснащение испытательных сертификационных центров.
ФСБ России подготовлен проект постановления Правительства РФ, в котором определены пять уполномоченных в области сертификации федеральных органов исполнительных власти:
- ФСБ России (досмотровая техника, средства подавления радиосигналов и локализации взрывов, интеллектуальное видеонаблюдение);
- МВД России (СКУД, сигнализация, видеонаблюдение, аудио- и видеозаписи);
- Минтранс России (системы сбора и обработки информации);
- МЧС России (средства оповещения);
- Россвязь (средства связи, приема и передачи информации).
Более подробно об этом читайте в журнале «Транспортная безопасность и технологии» №3-2014 г. (стр.24-25).
В настоящее время проект прошел все согласования и доработки. При этом учтена часть предложений и замечаний Комиссии по Авиации общего назначения.
Ожидается, что постановление будет утверждено Правительством РФ в марте- апреле 2015 года, а сама сертификация «заработает», как минимум, спустя полгода после утверждения.
Кроме того, готов комплект всей необходимой документации. Аккредитацией испытательных лабораторий и органов по сертификации будет заниматься Росаккредитация и соответствующий федеральный орган исполнительной власти в пределах своей сферы ответственности.
В ходе встречи также были обсуждены варианты взаимодействия и объединения усилий и потенциалов ФСБ России и ГосНИИГА. Принято решение о продолжении общения и выработке соответствующих предложений для руководства Минтранса России.
В целом встреча больше напоминала обмен опытом работы двух высоко профессиональных коллективов и специалистов разных ведомств, но решающих одну общую задачу по защите транспорта от актов незаконного вмешательства.
Полный отчет о встрече, а также информация о принятых решениях по внедрению обязательной сертификации в области ТБ, соответствующие требования и порядок аккредитации будут опубликованы в готовящемся выпуске журнала «Транспортная безопасность и технологии».
Источник материала: РИА “Индустрия безопасности”