Резолюция Межрегиональной конференции “Актуальные вопросы развития транспортной инфраструктуры и транспортной безопасности Приволжского федерального округа”

21-22 мая 2015 г. в г. Городце Нижегородской области состоялась    Межрегиональная конференция “Актуальные вопросы развития транспортной инфраструктуры и транспортной безопасности Приволжского федерального округа” (далее-конференция).

Конференция организована Ассоциацией «Транспортная безопасность» при поддержке Аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе и Правительства Нижегородской области.

В работе конференции приняли участие представители Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Министерства транспорта Российской Федерации, Федерального дорожного агентства, Федерального агентства железнодорожного транспорта, Центра специальной техники ФСБ России, Министерства транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области, органов государственной власти Приволжского федерального округа, руководители и специалисты предприятий, общественных объединений и союзов в области транспорта.

По мнению участников, представленные доклады и выступления показали высокий профессиональный уровень конференции, предложения по совершенствованию нормотворческой и практической деятельности в области транспортной безопасности (далее-ОТБ) имели конкретный и конструктивный характер.

Присутствующие имели возможность ознакомиться с техническими средствами в области безопасности, в том числе с мобильным пунктом досмотра, а также с программным продуктом «Безопасный город», продемонстрированными ООО «ВЛИБОР Системс» (г. Москва) и ООО ПСЦ «Электроника» (г. Ярославль).

Участники конференции констатировали, что принятие Федерального закона ФЗ-15 от 3 февраля 2014 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения транспортной безопасности»  потребовало разработки существенного количества подзаконных актов, которые до настоящего времени в полном объеме не приняты, что объясняется объективными причинами, выражающимися в сложности и многогранности поставленных задач и необходимости поиска компромиссных решений.

Участниками одобрена наметившаяся в последнее время тенденция проведения общественных обсуждений при разработке проектов нормативно-правовых актов в ОТБ, с вовлечением в данный процесс широкого круга транспортных предприятий, общественных объединений и союзов.

Было отмечено, что реализация требований в ОТБ объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (далее-ОТИ и ТС) влечет за собой существенную финансовую нагрузку на субъекты транспортной инфраструктуры (далее-СТИ).  В этой связи в разрабатываемых в настоящее время требованиях в ОТБ по видам транспорта необходимо предусмотреть  оптимизацию расходов СТИ, при сохранении надлежащего уровня обеспечения транспортной безопасности ОТИ и ТС.

Внимательное отношение к расходам СТИ на выполнение требований в ОТБ особенно актуально в связи с нестабильной экономической ситуацией, сложившейся в Российской Федерации.

Многие  транспортные предприятия не в силах выполнить комплекс мер в ОТБ в полном объеме из-за отсутствия соответствующих финансовых возможностей.

В  Комитете Государственной Думы по транспорту находится проект федерального закона № 750871-6  “О внесении изменений в Федеральный закон “О транспортной безопасности” (о поэтапной реализации требований по обеспечению транспортной безопасности), поступивший из Правительства РФ, и принятый в Государственной Думе в первом чтении 24 апреля 2015 г.

В настоящее время законопроект дорабатывается ко второму чтению.

Концепцией законопроекта является реализация СТИ требований в ОТБ в отношении ОТИ и ТС  поэтапно, в целях снижения издержек бизнеса.

Вместе с тем, отмечено, что СТИ, несмотря на предполагаемую законопроектом отсрочку выполнения требований в ОТБ, обязаны неукоснительно соблюдать положения Федерального закона ФЗ-16 «О транспортной безопасности», включающие обязательную подготовку специалистов в ОТБ. В этой связи, актуальным событием явилось открытие Ассоциацией «Транспортная безопасность» в г. Нижний Новгород Приволжского Учебно-методического центра «Транспортная безопасность», на базе которого лица, привлекаемые к деятельности в ОТБ, могут получить теоретические знания и навыки их практического применения.

Обращено внимание на низкую информированность СТИ в субъектах РФ по вопросам исполнения законодательства в ОТБ. Большое количество СТИ, в основном представители малого и среднего бизнеса, не владеют информацией о Федеральном законе ФЗ-16 «О транспортной безопасности» и его требованиях.

В этой связи региональным органам государственной власти рекомендовано активизировать работу по доведению до СТИ вопросов нормативно-правового регулирования и практического применения в ОТБ на региональных площадках.

Острую дискуссию вызвал Приказ Минтранса России от 21.08.2014 № 231 «Об установлении Требований к знаниям, умениям, навыкам сил обеспечения транспортной безопасности, личностным (психофизиологическим) качествам, уровню физической подготовки отдельных категорий сил обеспечения транспортной безопасности, включая особенности проверки соответствия знаний, умений, навыков сил обеспечения транспортной безопасности, личностных  (психофизиологических) качеств, уровня физической подготовки отдельных категорий сил обеспечения транспортной безопасности применительно к отдельным видам транспорта». Участники конференции пришли к единому мнению о завышенных критериях к  специалистам в ОТБ в указанном нормативном правовом акте.

Особое внимание было уделено вопросам категорирования ОТИ и ТС, процедурам проведения и утверждения результатов  оценки уязвимости ОТИ и ТС и планов обеспечения транспортной безопасности ОТИ и ТС.

Отмечено, что критическая ситуация с оказанием государственных услуг и исполнения государственных функций в ОТБ сложилась в Федеральном дорожном агентстве  из-за:

– большого количества ОТИ и ТС автомобильного транспорта (более 1,1 млн.), не своевременного выполнения СТИ требований Федерального закона от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», при том, что категорирование, согласно приказу Минтранса России № 62, Росавтодор проводит с апреля 2011 года;

– отсутствия необходимого для своевременного рассмотрения поступающих от СТИ документов штата работников ФДА и возможности его расширения.

В этой связи участники конференции полагают целесообразным решение данного вопроса путем частичной передачи полномочий Росавтодора профессиональным ассоциациям в области транспорта и транспортной безопасности.

Принято во внимание, что в настоящее время наряду с принятием  подзаконных актов в соответствии с ФЗ-15 также возникает необходимость  корректировки ранее принятых подзаконных актов в области ОТБ, касающихся порядков оценки уязвимости ОТИ и ТС, разработки планов ОТБ ОТИ и ТС, установления  критериев категорирования ОТИ и ТС. Также необходимо  внесение в ФЗ-16 понятия дополнительной (повторной) оценки уязвимости. Востребована необходимость разработки Положения о подразделениях транспортной безопасности и критериев определения зоны транспортной безопасности.

Живое обсуждение вызвали вопросы, касающиеся проведения комплекса мер в ОТБ в отношении ОТИ и ТС, не подлежащих категорированию по видам транспорта.

Участниками конференции сделан вывод об отсутствии необходимости проведения оценки уязвимости вышеуказанных ОТИ и ТС, а также проведения полного комплекса мероприятий в ОТБ по отношению к данным ОТИ и ТС. Поддержано предложение о  разработке СТИ паспорта обеспечения транспортной безопасности ОТИ и ТС, не подлежащих категорированию по видам транспорта, содержащего минимально необходимые обязательные требования в ОТБ ОТИ и ТС.

Представителями СТИ автомобильного транспорта  был поднят вопрос о целесообразности внесения изменений в законодательство о транспортной безопасности, позволяющих органам государственной регистрации ТС автомобильного транспорта по заявлению собственника или владельца ТС предоставлять данные в Росавтодор для категорирования ТС, что позволит повысить их достоверность.

Кроме того, обсуждался вопрос о наделении Минтранса России правом уполномочить некоммерческую общественную организацию для выполнения работ по утверждению результатов оценки уязвимости ОТИ и (или) ТС в области автомобильного транспорта, что позволит существенно ускорить присвоение категорий ОТИ и ТС автомобильного транспорта и, соответственно, выполнение СТИ комплекса мер в ОТБ ОТИ и ТС автомобильного транспорта.

В очередной раз поднимался вопрос о возможности присвоения категории ТС автомобильного транспорта заводом-изготовителем в соответствии с типом транспортного средства.

Участники конференции пришли к единому выводу о необходимости совершенствования законодательства в сфере ОТБ, повышения роли ассоциаций и транспортных союзов в нормотворческом процессе и правоприменительной практике, по возможности, адекватности финансовой нагрузки на СТИ в связи с выполнением требований в ОТБ.

По итогам конференции выработаны следующие предложения, рекомендуемые к исполнению:

  1. Продолжить проведение заседаний рабочих групп при Комитете Государственной Думы РФ по транспорту с целью выработки и рассмотрения предложений по совершенствованию законодательства в ОТБ;
  2. Продолжить проведение общественных обсуждений при подготовке проектов НПА в ОТБ с привлечением представителей транспортных предприятий и общественных организаций на площадке Минтранса России;
  3. Субъектам права законодательной инициативы (СПЗИ) рассмотреть вопрос о внесении в Федеральный закон ФЗ-16 «О транспортной безопасности» изменение в части определения понятия дополнительной (повторной) оценки уязвимости ОТИ и ТС;
  4. Федеральным органам исполнительной власти (ФОИВ) продолжить работу по гармонизации законодательства в области авиационной безопасности и транспортной безопасности с целью исключения дублирования требований в данной сфере;
  5. Государственной Думе принять во втором и третьем чтениях проект федерального закона № 750871-6 “О внесении изменений в Федеральный закон “О транспортной безопасности” (о поэтапной реализации требований по обеспечению транспортной безопасности);
  6. Минтрансу России с ФОИВ рассмотреть вопрос о дополнительном сокращении перечня подлежащих категорированию ОТИ и ТС;
  7. ФОИВ рассмотреть вопрос о возможности передачи полномочий Росавтодора по утверждению результатов оценки уязвимости ОТИ и ТС автомобильного транспорта профессиональным ассоциациям в области обеспечения транспортной безопасности и/или транспортным союзам, выбранным Минтрансом России на конкурсной основе в соответствии с законодательством РФ;
  8. ФОИВ рассмотреть вопрос о возможности присвоения категории ТС автомобильного транспорта заводом-изготовителем в соответствии с типом транспортного средства;
  9. СПЗИ рассмотреть вопрос о внесении изменений в законодательство о транспортной безопасности, позволяющих органам  государственной регистрации ТС автомобильного транспорта по заявлению СТИ направлять данные в Росавтодор для присвоения категории ТС автомобильного транспорта;
  10. СПЗИ рассмотреть вопрос о включении в ФЗ-16 «О транспортной безопасности» норму,  в соответствии с которой оценка уязвимости ОТИ и ТС, не подлежащих категорированию по видам транспорта, не производится. В отношении таких ОТИ и ТС предусмотреть, что СТИ оформляет паспорт обеспечения транспортной безопасности, типовая форма и порядок разработки которых устанавливаются Правительством Российской Федерации;
  11. Минтрансу России рассмотреть  вопрос  о внесении изменений в   Приказ Минтранса России от 21.08.2014 № 231 «Об установлении Требований к знаниям, умениям, навыкам сил обеспечения транспортной безопасности, личностным (психофизиологическим)  качествам, уровню физической подготовки отдельных категорий сил обеспечения транспортной безопасности, включая особенности проверки соответствия знаний, умений, навыков сил обеспечения транспортной безопасности, личностных (психофизиологических) качеств, уровня физической подготовки отдельных категорий сил обеспечения транспортной безопасности применительно к отдельным видам транспорта», предусматривающих приведение требований для отбора персонала к деятельности в ОТБ к приемлемому уровню;
  12. СПЗИ рассмотреть вопрос об исключении повторной обязательной сертификации технических средств обеспечения ТБ, установленных СТИ ранее в рамках выполнения мероприятий по ОТБ ОТИ и ТС;
  13. Минтрансу России в целях снижения уровня уязвимости железнодорожных путей необщего пользования внести изменения в «Правила эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования», утвержденных приказом Минтранса № 26 (в редакции Приказа Минтранса от 15.02.2008г. № 28),  в части оформления Акта обследования путей, а именно, дополнить п. 2.10. следующей фразой: «Техническое состояние верхнего строения пути, искусственных сооружений и земляного полотна (п.7) и техническое состояние маневровых средств (п.17в) оформлять отдельными актами, как  Приложения 7а и 7б соответственно»;
  14. Аппарату полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе (ПФО) и Министерству транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области с целью преодоления информационного вакуума разработать и внедрить механизм доведения до СТИ информации о порядке выполнения положений законодательства в ОТБ, а также о возможности надлежащей подготовки специалистов в ОТБ на базе Приволжского Учебно-методического центра «Транспортная безопасность».

Конференция выражает признательность организаторам, участникам, спонсорам и партнерам за оказанную поддержку прошедшего мероприятия.

kn14

Возможно вам понравится …