Перевозчики с 1 июля 2013 года должны будут передавать данные обо всех пассажирах в специализированные базы в соответствии с приказом Минтранса России по формированию и ведению автоматизированных централизованных баз персональных данных о пассажирах.
Базы входят в состав единой государственной информационной системы обеспечения транспортной безопасности (ЕГИС ОТБ), а информация, содержащаяся в них, является государственным информационным ресурсом.
Контроль за передачей данных в эту систему транспортными пассажирскими компаниями будет осуществлять Ространснадзор.
Базы будут содержать данные по пассажирским перевозкам всеми видами транспорта: внутренние и международные воздушные перевозки; железнодорожные перевозки в дальнем следовании; международные перевозки морским, внутренним водным и автотранспортом. Информацию будут предоставлять субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики, федеральные органы исполнительной власти, иностранные государства и организации в рамках международного сотрудничества по вопросам обеспечения транспортной безопасности.
Субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики собирают данные при оформлении билетов. Речь идет о бронировании, приобретении, возврате, посадке пассажира на транспортное средство, прибытии пассажира в пункт назначения, изменении или прекращении перевозки. Передаваемые данные о пассажирах включают фамилию, имя, отчество, дату и место рождения (если они указываются в проездных документах в соответствии с действующим законодательством), вид и номер документа, удостоверяющего личность, по которому приобретается билет, пункт отправления, пункт назначения, вид маршрута следования, дата поездки.
Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные правительством РФ осуществлять функции в области транспортной безопасности, МВД, ФСБ используют информацию, содержащуюся в базах, для реализации полномочий в области транспортной безопасности.
Безопасность персональных данных пассажиров при их обработке в базе и в ходе информационного взаимодействия в поставщиков и потребителей информации обеспечивается с помощью системы защиты персональных данных, в том числе, с использованием средств защиты информации (в том числе криптографических) и информационных технологий.
Перед началом работы с базами поставщики данных проходят процедуру подключения к ЕГИС ОТБ, которая предполагает подачу заявки заявку на подключение и подписание соглашения о взаимодействии с оператором системы, а также выбор оптимального для них способа передачи данных: по защищенным каналам связи в автоматическом режиме по расписанию путем отбора требуемых данных из информационной системы субъекта транспортной инфраструктуры или перевозчика или в интерактивном режиме путем ввода данных о пассажирской перевозке непосредственно на портале базы данных.
ЕГИС ОТБ, в том числе ее базовая информационно-телекоммуникационная инфраструктура и автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах (АЦБПДП), является основой системы информационного обеспечения безопасности населения на транспорте, создаваемой во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 31 марта 2010 г. №403 в рамках “Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте”, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2010 г. №1285 р.
Комплексная программа обеспечения безопасности населения на транспорте рассчитана на срок до конца 2013 года.
Целью Программы является защита жизни и здоровья населения на транспорте от актов незаконного вмешательства, в том числе террористической направленности, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Программа формируется по приоритетным направлениям, определенным с учетом необходимости максимально эффективного распределения и использования финансовых ресурсов для достижения поставленной цели.
Приоритетные направления программы:
- повышение защищенности пассажиров и персонала на транспорте;
- совершенствование законодательства РФ в области обеспечения транспортной безопасности, а также создания и функционирования комплексной системы;
- формирование индивидуального и общественного сознания, активной жизненной позиции и повышение грамотности населения в области обеспечения безопасности населения на транспорте;
- создание системы профессиональной подготовки, обучения и аттестации специалистов и должностных лиц в области обеспечения транспортной безопасности, а также персонала, принимающего участие в обеспечении транспортной безопасности;
- создание системы информационного обеспечения безопасности населения на транспорте, интегрирующей информационные ресурсы органов исполнительной власти всех уровней в области обеспечения транспортной безопасности в единое защищенное закрытое информационное пространство.
- Финансовое обеспечение Программы осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, внебюджетных источников, в том числе средств субъектов транспортной инфраструктуры.
- Общий объем финансирования программы на 2010-2013 годы более 46,7 миллиарда рублей.
Источник материала: trans-bez.ru