Уважаемые коллеги,
Участники всероссийского съезда транспортников!
Рад приветствовать вас сегодня.
В работе съезда принимает участие около 500 делегатов. Сегодня утром прошли заседания круглых столов по различным актуальным тематикам транспортной отрасли и ее научному сопровождению. На пленарном заседании выступающие поднимут такие важные темы, как конкурентоспособность в условиях создания Единого экономического пространства и вступления во Всемирную торговую организацию, вопросы транзита и внедрения интеллектуальных транспортных систем.
В своем выступлении я остановлюсь на одном из новых элементов единой системы государственного стратегического управления и финансирования – государственной программе. Разработка государственных программ позволит перейти с 2014 года на программный принцип формирования бюджета. Государственная программа Российской Федерации «Развитие транспортной системы» – документ, определяющий цели, задачи, результаты, основные направления и инструменты государственной транспортной политики на долгосрочный период. Она включает все инструменты реализации государственной политики: инвестиционные проекты, мероприятия текущего характера и меры государственного регулирования и должна быть утверждена до конца года.
Программа включает проекты двух федеральных целевых программ «Развитие транспортной системы России (2010 – 2020 годы)» и «Модернизация Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (2009 – 2020 годы)», комплексную программу обеспечения безопасности населения на транспорте и восемь подпрограмм. Период реализации Программы предлагается установить с 2013 до 2020 года.
При формировании структуры государственной программы был использован симбиоз отраслевого и функционального принципов, так называемый матричный метод.
Это обусловлено:
-
во-первых, сложностью сферы реализации государственной программы.
-
во-вторых, основная часть задач по развитию транспортной системы направлена одновременно на достижение нескольких целей Программы;
-
в-третьих, именно такая структура позволит обеспечить единство ответственности конкретного федерального органа исполнительной власти за результаты реализации каждого обособленного блока мероприятий.
Анализ показывает, что транспортная система не отвечает потребностям экономики и общества, дефицит провозной и пропускной способности существует на всех видах транспорта. Решение перечисленных системных проблем и достижение стандартов развитых зарубежных стран возможно только при опережающем росте инвестиций в развитие транспортной системы на уровне 4,5 процентов ВВП к 2020 году.
Объем инвестиций в транспортный комплекс, предусмотренный параметрами долгосрочного социально-экономического прогноза Российской Федерации, составляет за период реализации Программы от 2 до 2,5 процентов ВВП. При этом предполагается, что объем инвестиций из федерального бюджета в рамках Программы составит за время ее реализации от 0,5% ВВП. Это 80 % всех инвестиций из федерального бюджета в транспортный комплекс.
В условиях ограничения объемов финансирования транспортной системы основные усилия в рамках государственной программы будут сконцентрированы на следующих приоритетах:
-
устранение ограничивающих участков инфраструктуры;
-
обеспечение нормативного содержания и ремонта ;
-
повышение доступности (ценовой и пространственной) транспортных услуг для населения;
-
повышение безопасности;
-
удовлетворение транспортных потребностей внешней торговли.
Важнейшим качеством Программы является ее комплексность, которая заключается в постановке общих целей для всех видов транспорта, создании единой системы управления ее реализацией, синхронности и сбалансированности программных мероприятий. Стратегические цели Программы соответствуют долгосрочным приоритетам государственной транспортной политики и не противоречат стратегическим целям действующих целевых программ. Таким образом, обеспечена преемственность стратегических документов транспортной политики и программных документов ее реализации.
Представленная Программа является инвестиционной. Практически все инвестиционные мероприятия реализуются в рамках федеральных целевых программ, что позволяет использовать принцип комплексности проектов, скоординировав деятельность всех участников их реализации для достижения максимального эффекта.
В общей сумме федеральных расходов Программы расходы инвестиционного характера составляют более 60 %. Доля ФЦП в капитальных вложениях – почти 100 %. В долгосрочной перспективе инфраструктура различных видов транспорта будет развиваться на основе единого скоординированного плана с учетом межотраслевого баланса.
Приоритетные направления развития железнодорожной инфраструктуры:
-
устранение инфраструктурных ограничений на подходах к портам и пограничным переходам и обеспечение пропускной способности магистральных направлений;
-
формирование тяжеловесного движения по ряду направлений(Кузбасс – Северо-Запад, Кузбасс – Черное море, Кузбасс – Дальний Восток);
-
строительство железнодорожных линий в районах нового освоения на Севере страны, Дальнем Востоке и в Прибайкалье;
-
развитие крупных железнодорожных узлов (Московского, Санкт-Петербурского, Свердловского и др.);
-
развитие скоростного и начало работ по созданию высокоскоростного движения;
-
обеспечение безопасности и технологической устойчивости перевозочного процесса.
Сеть скоростных магистралей, а это более 3,5 тысяч км к 2020 году, будет выполнять системообразующую функцию и позволит сократить время в пути почти на 40 процентов.
За время реализации Программы на условиях софинансирования будет построено и реконструировано более 6,7 тыс. км дорог регионального и межмуниципального значения. Это позволит обеспечить круглогодичной связью с сетью автомобильных дорог общего пользования 2,7 тыс. сельских населенных пунктов.
В результате реализации мероприятий по развитию инфраструктуры гражданской авиации предусматривается развитие международных аэропортов-хабов, внутрироссийских узловых и региональных аэропортов, что повысит более чем в 2 раза авиационную подвижность населения на региональных и местных авиалиниях.
Доля внутренних водных путей Европейской части России, ограничивающих пропускную способность водного транспорта, снизится с 75 до 10,7 процентов, будет ликвидирован опасный уровень безопасности на всех судоходных гидротехнических сооружениях.
Для сокращения протяженности участков, ограничивающих пропускную способность Единой глубоководной системы европейской части Российской Федерации предусматривается строительство низконапорного гидроузла в Нижегородской области, строительство 2-ой нитки Нижне-Свирского и Багаевского гидроузла.
Производственная мощность морских портов увеличится за время реализации Программы почти на 350 млн. тонн. Будут полностью обеспечены потребности российской экономики в портовых мощностях, создан резерв для пиковых нагрузок и возможности для развития транзитных перевозок. Объем перевалки грузов в морских портах достигнет в 2020 году почти 880 млн. тонн.
Повышение конкурентоспособности крупнейших морских портов и развитие новых портов на Черном море (Сочи), Дальнем Востоке, в районе Санкт-Петербурга основывается на их оптимальной специализации, создании особых портовых зон и логистических центров.
Кроме того, мероприятия Программы по обновлению основных фондов сформируют заказ промышленности на поставку воздушных, морских и речных судов, железнодорожного подвижного состава, отвечающих современным технологическим требованиям и учитывающих инновационные разработки и позволят создать к 2020 году более 50 тыс. высокопроизводительных рабочих мест в крупных и средних предприятиях.
Мероприятия текущего характера реализуются в основном в рамках подпрограмм.
Это, прежде всего:
-
содержание и текущий ремонт объектов транспортной инфраструктуры – федеральных автомобильных дорог и внутренних водных путей. Расходы на содержание и ремонт объектов транспортной инфраструктуры составляют 75 процентов бюджетных текущих расходов;
-
обеспечение функционирования и развития систем безопасности на транспорте;
-
субсидирование железнодорожных и воздушных перевозок.
В районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, где местные и региональные перевозки воздушным транспортом носят социальный характер и не являются предметом коммерчески эффективного бизнеса, для их развития необходимо прямое участие государства.
Для решения этой задачи Минтранс предлагает реализацию системы мер.
Ожидается, что авиационная подвижность населения на региональных и местных авиалиниях за время реализации Программы возрастет более чем в 2 раза. Реализация мероприятий Программы обеспечит рост производительности труда в транспортном комплексе в 1,6-1,7 раза к уровню 2011 года.
Программа включает «Комплексную программу обеспечения безопасности населения на транспорте», утвержденную в 2010 году. Срок реализации Программы до 2013 года. В настоящее время по поручению Правительства Российской Федерации осуществляется работа по ее продлению до 2016 года.
Важным вопросом являются финансовые параметры реализации Программы. В соответствии с установленными требованиями ресурсное обеспечение Программы на 2013 – 2015 годы предусмотрено в соответствии с параметрами Федерального закона «О федеральном бюджете на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов». Параметры финансового обеспечения в 2016 -2020 годах должны соответствовать предельным объемам, установленным Минфином России. В части текущих расходов в проекте Программы это требование нами соблюдено. Что касается инвестиционных расходов, то с учетом предельных объемов, доведенных Минфином России, завершение реализации мероприятий ФЦП станет возможным только после 2020 года.
Принципиальная позиция Минтранса России заключается в том, чтобы реализация этих федеральных целевых программ была завершена не позднее 2020 года. С учетом таких подходов объем финансирования мероприятий Программы из федерального бюджета составит 7,3 трлн. рублей. А общий объем финансирования оценивается в 11,9 трлн. рублей
Существенное значение для решения задач транспортного комплекса, стоящих в области обеспечения устойчивого экономического роста регионов и повышения уровня жизни граждан, имеет создание системы дорожных фондов, включающих в себя Федеральный дорожный фонд, дорожные фонды субъектов Российской Федерации и муниципальные дорожные фонды.
Формирование дорожных фондов базируется на устойчивых и прогнозируемых налоговых источниках. Это обеспечивает стабильную финансовую базу дорожного хозяйства, создает возможность существенного повышения эффективности реализации долгосрочных целевых программ развития и приведения в нормативное состояние автомобильных дорог. Размер Федерального дорожного фонда составит за время реализации Программы более 5 трлн. рублей. Начиная с 2014 года финансирование ремонта и содержания автомобильных дорог составит 100 процентов от нормативов затрат.
Основные подходы к финансированию инфраструктуры: финансовая ответственность государства и постепенный переход на принцип «пользователь платит». Так в следующем году планируем проведение концессионного конкурса на создание системы взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого федеральным автомобильным дорогам транспортными средствами, имеющими разрешенную массу свыше 12 тонн. С 2014 года такая плата будет взиматься в зависимости от фактического пробега. Введение системы дорожных фондов позволило существенно нарастить объем средств, направляемых на развитие дорожной сети.
Очевидно, что решение задачи необходимого финансирования транспортного сектора не может быть целиком возложено на государственный бюджет. Необходимо задействовать внебюджетные источники. Государственно-частное партнерство – один из механизмов для достижения этого. Одна из целей Программы – привлечение финансовых и управленческих ресурсов частного капитала в развитие транспортной инфраструктуры и транспортных компаний. Безусловно, успех этого зависит в значительной мере от инвестиционного климата в стране в целом. Ведь инвестиции в инфраструктуру, пожалуй, являются самым сложным сектором для частных инвестиций.
Однако несмотря на все трудности, первые проекты стартовали во всех транспортных отраслях. В дорожной отрасли реализуются принципиально новые для современной России концессионные проекты. Общий объем частных инвестицийв дорожные проекты до 2020 года ГК «Автодор» оценивает в 320 млрд.руб. В части инфраструктуры морских портов следует отметить крупные проекты по созданию и развитию крупных портов Тамань, Новороссийск, Порт Усть-Луга, Мурманск, Восточный-Находка, Сабетта.
Совокупный объем частных инвестиций оценивается более чем 350 млрд.руб. Развитие аэропортовой инфраструктуры осуществляется в соответствии с концепцией аэродромной сети Российской Федерации. Частные инвестиции направляются в основном на создание терминалов. Государство финансирует плоскостные сооружения взлетно-посадочные полосы. По такой схеме обновлены десятки аэропортов.
Однако появляются и примеры инфраструктурных частных инвестиций – арендные договоры на аэродромное имущество с инвестиционными обязательствами владельца терминала в счет арендных платежей. Новые проекты создания аэропортовых комплексов планируется осуществлять в соответствии с международной практикой комплексно совместно с частным инвестором. Совокупный объем частных инвестиций в период с 2010 по 2020 год в аэропортовую инфраструктуру оценивается около 195 млрд.руб.
Ряд проектов строительства железных дорог также осуществляются совместно с частными инвесторами. До 2020 года в этот сектор будет вложено более 200 млрд. руб. частных инвестиций.
Вместе с тем мы считаем, что в целях снятия существующих инфраструктурных ограничений, сдерживающих развитие экономики Российской Федерации, темпы прироста инвестиций в транспортную инфраструктуру могли бы быть выше.
Для привлечения инвестиций в транспортный комплекс предполагается реализация следующей системы мер:
-
заключение долгосрочных контрактов (контрактов «жизненного цикла») на проектирование, строительство и последующее содержание объектов транспортной инфраструктуры, включая разработку оптимальных организационных, управленческих и финансовых схем исполнения и обеспечения государственных контрактов. Так, начиная с 2017 года, все автомобильные дороги ГК «Автодор» будут строиться по комплексным долгосрочным контрактам с частным финансированием продолжительностью 4 и более лет;
-
поэтапный переход на сетевой контракт, который позволит увязать требования к содержанию и развитию железнодорожной инфраструктуры, формированию государственной тарифной политики и объему бюджетных инвестиций.
-
развитие схем государственно-частного партнерства;
-
развитие механизмов проектного финансирования, определение приоритетности проектов и источников их финансирования, в том числе с учетом возможности привлечения государственных гарантий, облигационных займов, средств Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда национального благосостояния.
Указанные меры направлены на увеличение подвижности населения. К 2020 году она возрастет в 1,5 раза и составит более 10 тыс. км на 1 жителя. Ожидается, что к 2030 году подвижность составит уже более 15,5 тыс. км на 1 жителя, что сопоставимо с уровнем транспортной подвижности населения в развитых зарубежных странах. Это благоприятно скажется на темпах реализации приоритетных проектов в области сельского хозяйства, здравоохранения, образования, решения жилищных проблем.
Решение задач по комплексному развитию инфраструктуры всех видов транспорта на основе принципов логистики и мультимодальных перевозок, рост производительности труда в 1,5 раза обеспечит снижение транспортных издержек в цене готовой продукции до 12-16%.
Уважаемые коллеги!
Я в своем выступлении кратко остановился на основных положениях и результатах Государственной Программы «Развитие транспортной системы».
Публичное обсуждение этого программного документа, обмен мнениями по приоритетным задачам и мерам их решения, а также итоги работы круглых столов сегодня, позволят обеспечить эффективную основу для реализации Программы.
Спасибо за внимание.
Источник данных: Мнистерство транспорта РФ