Безопасность аэропорта: Наблюдать или управлять?

Всегда интересно наблюдать за ходом событий.

Но ещё интереснее ими управлять.

 

Какой должна быть эффективная система безопасности аэропорта? Этот вопрос сегодня актуален для многих руководителей, перед которыми стоит непростая задача в сжатые сроки обеспечить защищенность своих объектов. При этом вполне естественно желание получить максимальный эффект от вложенных средств. Один из вариантов решения этой задачи представлен в данной статье.

Скрытые риски привычного подхода

Обеспечение безопасности аэропорта требует учета многих параметров. Нередко идут по пути применения самых современных технологий или установки большого количества технических средств. Учитывая сроки, такой подход может показаться привлекательным. Однако, технические средства решают только часть задачи – обнаружение и отражение угрозы.

По этому принципу проектируются традиционные системы, которые ориентированы только на сбор информации о тревожных событиях. И здесь наиболее остро проявляются проблема человеческого фактора, когда вроде бы система безопасности на объекте есть, но в нештатных ситуациях все зависит от человека и его благонадежности.

Распространенный пример: на мониторы центрального поста охраны поступает серия тревожных сигналов с разных участков объекта. От оператора требуется принять сигналы, оценить их достоверность, расставить приоритеты по реагированию и скоординировать действия мобильного подразделения. Казалось бы, понятный алгоритм действий – руководитель может быть уверен, что ситуация под контролем. На самом деле оператор принимает сигналы, а дальше все зависит от его лояльности, состояния здоровья, настроения и так далее. Будет он действовать по инструкции или нет, правильно оценит достоверность и критичность сигнала или ошибется, своевременно среагирует или повременит с оповещением своего руководителя – вопрос. Даже самые современные технологии и средства сбора информации не решают эту проблему, поскольку все, что происходит после получения сигнала, никак не контролируется, либо контролируется ситуативно.

 

От наблюдения к управлению

Эффективной система становится только в том случае, если позволяет, во-первых, максимально быстро идентифицировать угрозу, а во-вторых, обеспечивает выполнение всех необходимых действий по ее ликвидации до того, как нарушитель успеет нанести ущерб.

Такого результата можно добиться на основе комплексного подхода, объединяющего технические средства, силовые подразделения и оргмероприятия в единую систему. Такая система не только обнаруживает угрозы, но и управляет всем циклом реагирования – от обнаружения до ликвидации: позволяет вовремя получить сигнал, точно оценить критичность угрозы, выбрать наиболее оптимальный сценарий противодействия, а по итогам инцидента отследить результаты и оценить эффективность всех предпринятых действий.

Технологической платформой для систем такого класса является программно-аппаратный комплекс Electronika Security Manager (ESM), разработанный компанией «Электроника».

Рассмотрим на примере, как система обрабатывает инцидент. На пути противника несколько инженерно-технических рубежей, последовательно защищающих границы зон транспортной безопасности и подступы к критическим элементам. Уже на подходе к объекту противник обнаруживается средствами периметральной сигнализации. Тревожный сигнал оперативно передается в диспетчерский центр безопасности аэропорта, где происходит его автоматизированная обработка:

  1. ESM проводит оценку достоверности сигнала (с помощью средств видеоанализа и показаний метеостанции) и выводит на экраны место тревоги и ближайшие критические элементы объекта.
  2. В случае высокой критичности угрозы система предлагает повысить уровень безопасности на объекте (с автоматическим изменением режима работы пунктов пропуска) и оповестить силовые структуры о возникшей ситуации.
  1. Далее система показывает на плане объекта местонахождение ближайших к месту происшествия мобильных групп охраны; оператору предлагается провести сеанс связи с мобильной группой и поставить задачи по перехвату и ликвидации угрозы в соответствии с действующей инструкцией. В обязательном порядке сигнал доставляется руководителю САБ на специальный тревожный монитор.

Дальнейшие действия по отработке угрозы:

  • мониторинг и «ведение» противника с помощью технических средств; координация действий сил физической охраны объекта;
  • выполнение мероприятий, усиливающих защищенность критических элементов, расположенных по ходу следования противника;
  • информирование ответственных лиц о состоянии инцидента.

После успешной ликвидации угрозы ESM закрывает инцидент и сохраняет всю информацию (включая аудиозаписи телефонных переговоров) в архив для последующего анализа.

Преимущества данного класса систем очевидны:

  1. Система решает не только задачу обнаружения угрозы: под контроль берется весь цикл реагирования – от обнаружения до ликвидации, с последующим анализом эффективности предпринятых мер.
  2. Система берет на себя большую часть задач по анализу событий, определению достоверности и критичности тревожных сигналов, управлению инцидентами: оператор является подтверждающим лицом и исполнителем регламентов, которые отрабатываются системой в масштабе всего объекта.
  3. Система дает оператору ответ на вопрос, что случилось, насколько это критично и что с этим делать, а руководителю сообщает, какие меры приняты и в какой стадии находится разрешение ситуации.

 

ESM – решение для руководителя

Основная причина привлекательности этого класса систем для руководителя – это возможность быть в курсе событий, но при этом не тратить все свое время на оперативное управление. Все типы угроз и сценарии противодействия отрабатываются на этапе разработки модели защиты аэропорта и затем закладываются в систему в виде алгоритмов.

Результат – служба авиационной безопасности работает в режиме мониторинга отклонений; для каждого отклонения в системе есть готовый сценарий реагирования и соответствующий набор инструкций.

Другая существенная особенность в том, что система решает проблему человеческого фактора и снижает роль исполнителя – благодаря мощным аналитическим возможностям комплекса участие оператора в оценке ситуации минимально, а все его действия находятся под контролем.

На сегодняшний день это готовое решение, полностью адаптированное под требования законодательства о транспортной безопасности. Система позволяет вести полномасштабный мониторинг ситуации на объекте (или группе объектов), управлять уровнями безопасности в автоматизированном режиме, обеспечивает поддержку всех необходимых алгоритмов СКУД и видеонаблюдения, а также берет на себя все ключевые аналитические задачи от начала до завершения инцидента.

Применение системы позволяет добиться целого ряда эффектов. Прежде всего, это:

  • высокий уровень защищенности объекта от внешних и внутренних угроз,
  • повышение управляемости и прозрачности объекта для руководства,
  • возможность принимать упреждающие решения и управлять рисками на основе политики безопасности предприятия, заложенной в комплекс систем безопасности,
  • скоординированность и оперативность работы САБ благодаря автоматизации сценариев противодействия угрозам.

В настоящее время система внедряется в ряде российских аэропортов первой категории, а также в других отраслях.

 

Автор: Н.И. Овченков – генеральный директор ПСЦ “Электроника”

Возможно вам понравится …